Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Кому нужен второй Щаранский?

Либерман должен понять, что его программу реализуют без него Лапид и Беннет, и он может остаться на бобах. И зачем нам два Ликуда или еще одна "Исраэль ба-алия"?

01.04.2013
Источник:Глобус
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Выражаясь высоким штилем, красота и сила партии НДИ была в ее русских корнях. Нет, она никогда не объявляла себя этнической партией, но защищала интересы алии, каждого ее слоя, прекрасно понимая, что самым энергичным и талантливым необходим трамплин для преодоления «стеклянного потолка», а целому ряду социальных случаев – инвалидам, матерям-одиночкам (а этого явления, по большому счету, до начала 90-х Израиль в таких масштабах не знал) нужно мощное партийное лобби. При каждом удобном случае, особенно на выборах, израильские политики любят говорить о вкладе алии в жизнь страны, и очень не любят вспоминать собственный вклад в непростую абсорбцию новоприбывших.

Алия спасла израильское здравоохранение, где катастрофически не хватало ни врачей, ни медсестер, подняла тогда на высочайший уровень образование благодаря педагогам как по точным, так и гуманитарным дисциплинам, и их ученики совершили впоследствии революцию в хайтеке. Однако скольким специалистам так и не удалось подтвердить свой профессиональный статус в Израиле, сколько талантливых рук и мозгов мы потеряли.

Новые репатрианты, во всяком случае, их лучшая и деятельная часть, не рвалась в политику. Эта область была традиционно закрыта для советских евреев. Партия «Исраэль ба-алия» не стала по большому счету адресом для этой алии, лишь отчасти изменила картину нашего мира, и, как партия одного человека, сошла с политической арены, растворившись в Ликуде. Она не воспитала себе смену, а второй и третий номера ИБА благополучно пристали к самым различным политическим лагерям. Пиком популярности партии Щаранского была кампания «Наш контроль», контроль обернулся пшиком, и после взятия МВД и Минстроя даже шасовские чиновники показались образцом деловитости и человеческого участия. Ликуд поглотил ИБА вместе с ее долгами, а главный долг, перед избирателем, так и остался невыплаченным.

Собственно, Авигдор Либерман даже не подбирал электорат, тот сам упал ему в руки. Эта харизматичная фигура нравилась избирателю по целому ряду причин: во-первых, сам репатриант, начал с нуля и всего добился без посторонней помощи. Во-вторых, правых взглядов, а нашу алию в левизне обвинить трудно. В-третьих, на протяжении всей своей карьеры и до сегодняшнего момента, вернее, до момента грядущего суда, его душил и дискриминировал израильский истеблишмент, поскольку не мог простить молодому лидеру ни спасения Ликуда от разорения, ни консолидации практически всей алии под правым знаменем, ни того, что за ним шла целая плеяда талантливых русскоязычных политиков, чьи амбиции требовали реализации, и пришлось потесниться. Когда самый деятельный из них, покойный Юра Штерн, создал списки резерва для молодых и перспективных специалистов в самых разных отраслях, нашим власть предержащим стало и вовсе не по себе – а куда собственных сынков и племянничков девать? Примечательно, что личный кризис между Либерманом и Нетаниягу, приведший к увольнению Либермана из Ликуда и созданию НДИ, стал впоследствии моделью для Нафтали Беннета, который возродил из небытия «Еврейский дом».

Неизвестно, стал бы Либерман наследником Биби в Ликуде, если бы их союз был сохранен, как неизвестно, как бы сложилась карьера Беннета. В партии Ликуд свои принцы, свои интересанты, у которых своя же иерархия, и там чужаков не терпят. Идеалы, которые в свое время декларировал Либерман в своей программе, и принципиальные тезисы того же Беннета свидетельствуют, что с Центром Ликуда у того и другого мало общего.

Что же продемонстрировали прошедшие выборы? Партия Авигдора Либермана пошла с Ликудом одним списком, явно спасая Нетаниягу. В Ликуде полагают, что они только проиграли от этого союза, а вот мне кажется, что главным проигравшим оказался Ивет. В пользу моего постулата свидетельствуют опросы общественного мнения. Сегодня мы имеем партию власти, чей рейтинг (без НДИ) заметно уступает «Еш Атид» Яира Лапида. Биби пошел на союз с НДИ, опасаясь возвращения Эхуда Ольмерта и популярности Ципи Ливни, но на деле оказалось, что Ольмерт дальше критики Нетаниягу идти не намерен, а Ливни свой кредит доверия растеряла, развалила Кадиму, и даже Шауль Мофаз, цена которому оказалась два мандата, смог ее обойти.

Беннет, которого можно назвать Либерманом сегодня, напротив, проявил абсолютную самостоятельность и принципиальность, и в паре с Яиром Лапидом они практически подмяли под себя коалицию. Да и союз Ликуда с НДИ привел к обвальному падению мандатов двух партий и внутренним конфликтам. Молодые лидеры Ликуда, такие как Гидеон Саар, Гилад Эрдан, как и извечно второй Сильван Шалом, не говоря уже о набирающем очки Зеэве Элькине, вовсе не ждут возвращения Либермана к руководству партией, и каждый видит себя наследником уставшего Биби. Если все же Нетаниягу решит пойти на рекорд Давида Бен Гуриона и возглавить правительство в четвертый раз, эта попытка может стать неудачной. На следующих выборах будут другие звезды - Яир Лапид, который на посту министра финансов ныне находится в ситуации «пан или пропал», и тот же амбициозный Нафтали Беннет способны возглавить будущее правительство. А и так сказать, старый друг лучше новых двух, и в случае благоприятного окончания процесса по делу «Холиленд» может триумфально вернуться Эхуд Ольмерт. О своем желании заняться политикой заявил и Габи Ашкенази, популярный в прошлом начальник Генштаба, и при нем партия Авода может получить новый импульс. Да и затаившуюся в оппозиции Шелли Яхимович не стоит списывать со счетов.

А за кого будет голосовать русская алия, кого предпочтет на пост премьера? Спрошу прямо: каковы шансы Авигдора Либермана? Его решение развернуть красную дорожку перед Биби на этих выборах может нанести удар по его карьере в будущем. Союз с Ликудом, потребовавший больших компромиссов, сильно ударил по репутации и партии НДИ, и ее вождя. НДИ заплатила за временный альянс депутатским креслом Алекса Миллера, молодого и энергичного депутата, который бы легко прошел, если бы шли самостоятельным списком.

Аналогично недосчитались Леонида Литинецкого, а уж тот признанный специалист по организационной работе на местах (вспомним его русские штабы в Аводе). У НДИ могло легко быть от 15 до 17 мандатов. Вот посмотрите: за Лапидом и Беннетом идет молодежь, и они же всячески продвигают своих молодых привлекательных депутатов, вроде Константина Развозова и Айелет Шакед. В случае с Развозовым выяснилось, что партия «Еш Атид» прекрасно сыграла на русском поле, привлекла и армейскую молодежь из русского сектора. А что делает Авигдор Либерман?

Он приглашает Яира Шамира, отодвигает Фаину Киршенбаум, чтобы тот, как и Аронович и Ландау, смогли занять министерские посты. Единственное безусловно правильное и заслуженное министерское назначение от НДИ – это Софа Ландвер, которая сумела доказать, что министерство абсорбции - это не могила для политика, а один из ключевых постов для развития страны, ведь Израиль всегда стоял на том, что он настоящий дом для всех евреев. Один из таких несчастных министров абсорбции даже как-то сказал мне, что завершение карьеры на этом посту – приговор, и о нем будут вспоминать лишь как о человеке, возглавлявшем второстепенное министерство. Он даже просил пост посла в Лондоне, лишь бы не министра абсорбции. А жена его даже стеснялась рассказывать подругам, что ее муж занимается русской алией. В Лондоне, понятно, куда интереснее.

Честно сказать, у меня нет больших претензий по поводу опытного министра внутренней безопасности Ицхака Ароновича. Но я не жду революции от нового министра туризма Узи Ландау. Ландау - признанный идеолог правого лагеря, специалист в области инфраструктуры и энергетики. Туризму же нужен молодой незашоренный Стас Мисежников. Мы не его наказали за любовь к личной жизни, мы наказали израильский туризм, спросите тех, кто работает в сфере туризма, они тоскуют по нему.

Фаина Киршенбаум долго думала, прежде чем согласилась занять пост замминистра внутренних дел. Сработается ли она с Гидеоном Сааром и разделят ли они сферы влияния так, чтобы от этого тандема была польза?

Неделю назад все газеты писали об инициативе Авигдора Либермана по продвижению Норвежского закона и разделению ветвей власти – исполнительной и законодательной. В частности, об уходе двух министров от НДИ из Кнессета и приходе того же Алекса Миллера и следующих по списку. Сегодня тихо, вероятно, Центр Ликуда, опасаясь усиления влияния «Нашего дома», эту инициативу всячески торпедирует. Но это всего лишь тактический ход. А стратегически Либерман должен понять, что его программу сегодня реализуют без него Лапид и Беннет, и он может остаться на бобах, вернее, с одним Биби на руках. И зачем нам два Ликуда или еще одна «Исраэль ба-алия»?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке