Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Отпусти Мой народ!

Разделенные, занятые только собой, мы легко управляемы кнутом и пряником, легко внушаемы средствами массовой информации, работающими по хорошо продуманной специалистами по массовой психологии программе.

Михаил Аршавский
29.03.2013
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

«Если не я себе, – то кто мне?

Но если я только себе, – то кто я?

И если не сейчас, – то когда?»

Гилель

И расступились воды морские и пропустили евреев, а после сомкнулась пучина и поглотила 400 колесниц фараона... Просто мурашки по коже, как представлю себе эту картину… А потом еще и столп облачный днем и столп огненный ночью, а до того посох превращается в змея и вода становится кровью, и лягушки нападают на людей вместе с паразитами кровососущими, и гром, и молнии, и тьма Египетская. Куда там «Звездным войнам» с их жалкими зелеными человечками, Гарри Поттер отдыхает! Тора – мировой бестселлер!

Но давайте отвлечемся от чувственной материальной картины, рисуемой в воображении при чтении Торы как исторического эпоса о потомках Авраама, кочующих по Ближнему Востоку в поисках тучных пастбищ и удобных стоянок. Все-таки, Тора – это духовное послание, как мы видим хотя бы из того, что она запрещает изваяния и изображения. При этом не столько в камне и в металле, на стене и на холсте, сколько в разуме и в сердце: «Не создавай себе идолов и образов».

В Песах мы говорим об исходе народа из рабства и обретении им свободы. Мы понимаем, что речь тут идет о свободе духовной, – уже потому, что никакая государственная независимость и никакой общественный строй не делают народ свободным. Вспомните Советскую Россию, где будто бы "скинули царя и господ", а закончилось это красным террором, Гулагом и железным занавесом. Или современный Египет, свергнувший диктатора Мубарака и попавший под власть еще худшей диктатуры «Братьев-мусульман». С другой стороны, мы видим западную демократию – общество всепоглощающего потребления, зомбированное многими сотнями телеканалов на поклонение своим идолам: «уровень жизни», «общественный статус», «мода и престиж».

Не может быть свободным народ, состоящий из рабов. Рабы продолжают создавать себе идолов и поклоняются им. Богатство, престиж, сытая, спокойная жизнь, избранность, претендующая на привилегии, – все это «золотые тельцы», которые держат человека в своей власти, заставляя его работать на себя. Чтобы быть свободным, народ должен состоять из свободных людей, – но кого можно назвать свободным человеком? Во всяком случае, не того, кто отдает ответственность за свое будущее в руки «народных избранников», а сам вращается в замкнутом кругу – работа, семья, развлечения – и при этом считает себя достойнее других.

Есть несколько стандартных решений по обретению свободы. Можно разбогатеть или переехать в другую страну, можно стать президентом и возглавить творящиеся в стране безобразия. А можно и, наоборот, совсем уйти от людей и поселиться где-нибудь на природе, в полном одиночестве. Только все это скорее бегство от зависимости, нежели действительное обретение свободы.

Свободу человека не определяет ни высокий социальный статус, ни миллиарды на банковских счетах. Важный политик не столько чем-то руководит, сколько лавирует между множеством не зависящих от него политических и экономических факторов, находясь под постоянной угрозой потерять свое влияние. Какая уж тут свобода! Тоже и миллионер – «владелец заводов, газет, пароходов», – свободно путешествуя по всему миру, он может мыслями своими при этом быть намертво привязанным к процентным ставкам и курсам валют.

Жизнь человека протекает среди людей и потому его свобода или несвобода определяется в отношениях с ними. Если люди одобряют и поддерживают желания и стремления человека, то он чувствует себя свободным. Даже если какие-то объективные причины не позволяют его желанию сбыться, он не видит в этом ущемления своей личной свободы, как это было бы в случае препятствий, чинимых ему окружающими людьми.

Получается, что свободу человека ограничивают не столько его возможности, сколько его желания. Значит, для того чтобы человек чувствовал себя свободным, именно его желание должно быть неограниченным. Однако неограниченное желание не означает «схватить все, что видит глаз, и еще и еще». Это как раз очень простое, примитивное желание. В таком виде оно всегда натыкается на ограничения.

Неограниченное желание имеет другое качество. Оно выходит за пределы самого человека, за пределы его личности – его собственной выгоды и индивидуального удовольствия – и распространяется на других. Но – не забрать у других, не обогнать их, как учит нас укоренившаяся привычка сознания, пропитанного массовой (рабской) психологией, а сделать для них что-то хорошее, помочь, поддержать людей в их добрых начинаниях. Такое желание не встречает сопротивления и делает человека свободным.

Но как можно изменить свое желание – ведь каждый естественным образом ищет вознаграждения для себя. И это правильно. Нельзя идти против природы человека, как это делалось в Советской России, где, казалось бы, хорошие, красивые идеи о равенстве и братстве, о совместной работе на общее благо пыталась насильно ввести кучка идеалистов-карьеристов.

Нельзя насильно сделать человека свободным или в приказном порядке привить ему то или иное отношение к жизни, к людям и к себе. Это можно сделать только воспитанием. Недаром Моисей 40 лет водил народ по пустыне, пока не выросло новое поколение, не знавшее рабства. Сегодня Моисея с нами нет, и потому «спасение утопающих, – как говорил Остап Бендер, – дело рук самих утопающих. Но для этого нам нужно объединиться и построить общество, внутри которого мы сможем осуществить принципы свободного существования – без порабощения политического, экономического или психологического одного человека другим. Тогда мы сможем воспитать новое поколение.

В одиночку же очень мало кто способен выйти из замкнутого круга существования, ограниченного привычным образом мысли и устоявшимся жизненным укладом. Принцип «разделяй и властвуй» известен с давних времен. Разделенные, занятые только собой, мы легко управляемы кнутом и пряником, легко внушаемы средствами массовой информации, работающими по хорошо продуманной специалистами по массовой психологии программе. Однако, если справедливо «разделяй и властвуй», то справедливо будет также и «объединившиеся – неподвластны».

Еще один важный момент. Говоря о свободе, мы обычно имеем в виду свободу от чего-то, но быть может, свобода – она для чего-то? Фраза «Отпусти мой народ…», известная многим по песне Луи Армстронга "Let My People Go", – это не полная фраза. Целиком она звучит так: «Отпусти Мой народ, чтобы он служил Мне». То есть, должно быть служение – нечто большее в жизни, чем просто независимость ни от кого и ни от чего. Интересный парадокс – тот, кто имеет высокую цель, которая как будто обязывает его к чему-то, определяет в чем-то его поведение, – именно он может быть свободным.

В подтверждение всего выше сказанного я хочу привести гениальный афоризм Гилеля– великого законоучителя еврейского народа – «Если не я себе, – то кто мне? Но если я только себе, – то кто я? И если не сейчас, – то когда?». В этой простой и лаконичной фразе есть все, что нам необходимо для свободы: ответственность за себя, забота о ближнем и решимость действовать.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке