Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Ультиматум Меркель: прощайте, "дельфины"?

Ультиматум Меркель: состоится ли сделка "дельфин" на отказ от строительства квартала Гило?

06.11.2011
Zahav.ru

Читайте также

24 октября в выступлении федерального канцлера Ангелы Меркель по случаю вручения приза «За понимание и терпимость» в рамках юбилейной недели по празднованию 10-летия Еврейского музея в Берлине отмечалось: «Германия связана с Израилем уникальными отношениями, с одной стороны, ввиду постоянной ответственности Германии, с другой стороны — партнерством в эпоху глобализации с общими ценностями и интересами. Обе страны знают, как важно защищать демократию, верховенство закона и права человека, прежде всего от врагов извне — врагов, которые ядерными программами и терроризмом угрожают Израилю и всему свободному миру».

Практически одновременно с этим заявлением, проникнутым заботой о безопасности Израиля, кабинет министров ФРГ, по данным немецких СМИ, стремится в ультимативной форме запретить строительство еврейских поселений на палестинских территориях — так политический истеблишмент страны квалифицирует расширение квартала Гило в Иерусалиме. Канцлер Ангела Меркель желает пересмотреть вопрос о постройке подводной лодки «Дельфин», отмечает германская печать. «Обозначает ли это гнев федерального кабмина ввиду израильской политики поселений в арабском Восточном Иерусалиме?» — ставя этот вопрос, Zeit-Online ссылается на сообщения печати Израиля на эту тему. Газета «Едиот ахронот» посвятила ей на днях первые страницы, сообщив, что «намерение Меркель не поставлять Израилю шестую подводную лодку вызвало глубокую озабоченность в Израиле».

Характерно, что министерства обороны обеих стран ни подтверждают, ни опровергают сообщения газет. На личном сайте федерального канцлера также нет комментариев на эту тему. Обе стороны ограничиваются информацией о том, что в настоящее время вопрос о доставке в Израиль шестой с момента сотрудничества в данном секторе подлодки обсуждается правительствами двух стран. Между тем хорошо известно: он был в центре внимания переговоров заинтересованных ведомств ФРГ и Израиля еще в июле и обговорен в деталях. Офис премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу отказался от комментариев, отмечают немецкие СМИ.

Известно, что Израиль в настоящее время имеет в составе ВМС три подводные лодки типа «Дельфин», которые могут быть оснащены ракетами с ядерными боеголовками. Все они германского производства. Еще две подлодки, «добро» на которые дал в свое время канцлер Герхард Шредер, сейчас строятся в Германии. Эти поставки не подлежат сомнению. Обстоятельства германо-израильской сделки в определенной мере проясняет обнародованная немецкими СМИ 24 января с.г. конфиденциальная депеша из посольства США в Тель-Авиве. Она объясняет «это странное дело, из которого следует, почему Германия взялась софинансировать немецкие подводные лодки для Израиля». В январе 2005 г. помощник тогдашнего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона информировал американцев об израильском проекте «Пятилетний план по возмещению ущерба, пенсий и репараций от Холокоста». Он предусматривал, в частности, требование поставки в Израиль в счет суммы 500 млн долларов «продукции военного назначения, возможно, и двумя подводными лодками» Время израильтянами было выбрано весьма удачно: в 2005 г Германия и Израиль отмечали 40-летие дипломатических отношений. Репарации сыграли свою роль в сделке, указывал журнал Spiegel. Подлодки с верфей ФРГ рассматривались Израилем в качестве наиболее желательного подарка к юбилейной дате. Канцлер Герхард Шредер одобрил идею экспорта «Дельфинов». И, оставаясь в ноябре 2005 г., что называется, считанные минуты в должности, подписал правительственное решение о поставке. По нему ФРГ обязывалась в 2012 г. поставить на вооружение ВМС Израиля два «Дельфина», включая топливные элементы стоимостью около 1 млрд евро. При этом оговаривалось, что Берлин платит одну треть из федерального бюджета, а Израиль две трети, причем одну косвенно, покупая товары в ФРГ (т.е. возвращая немецкие деньги в немецкую казну).

В то же время была заложена мысль о создании еще одной подлодки того же класса, но с более совершенным наполнением. Начинку для лодки суперкласса должны были создать ученые и конструкторы Хайфы, Мюнхена, Любека и Тель-Авива. Причем определенное время они должны были трудиться сообща, чтобы более оперативно решать насущные вопросы. Опыт такого сотрудничества был накоплен в ходе конструирования прежних подлодок. Весной с.г. федеральное правительство решило выделить Израилю дополнительную помощь — кредит в 135 млн евро для строительства шестой подводной лодки «Дельфин».

И вот неожиданность — немцы объявили о том, что собираются воздержаться от выдачи кредита. Это автоматически приведет к тому, что Израиль, будучи неплатежеспособным заказчиком, может лишиться права на приобретение военной продукции Теоретически ФРГ может продать подлодку тому, кому посчитает нужным. В известной степени это продажа самых совершенных на сегодняшний день технологий в мировом кораблестроении, и нет сомнений, что охотников получить разом первоклассные изобретения немцев и израильтян найдется немало.

Однако подлодка — не просто технологии, это еще военно-политический инструмент. Подводные лодки класса «Дельфин» — ключевое звено стратегического флота Израиля — наиболее мощный противовес Ирану, они служат оружием сдерживания амбиционного режима Тегерана. Поэтому в стратегии Израиля продукция, создаваемая на верфи Киля и являющаяся эксклюзивной (в «Дельфине» заложены последние достижения германских и израильских разработчиков), считается уникальной. В том числе в силу уникальной истории военно-морского сотрудничества обеих стран.

Идея сотрудничества относится к концу 70-х гг., когда командование израильских военно-морских сил определило стратегию ВМФ и в соответствии с ней требования: в течение ближайших лет получить на вооружение пять дизельных подводных лодок водоизмещением 1500 тонн, которые должны заменить три подводные лодки GAL (тип 540). Если говорить о производителях, то на смену корабелам Великобритании должен прийти кто-то другой. Причем тот, кто согласен изготовить не просто современную подлодку, а такую, которая бы полностью соответствовала индивидуальным требованиям заказчика Речь шла о создании своего рода особого изделия. Страна-производитель была найдена: ФРГ. Она должна была поставить Израилю три «Дельфина» — подлодки определенного класса, но с рядом конструктивных особенностей, которые бы сделали ее абсолютно неповторимым произведением тогдашней инженерной мысли. Для согласования и участия в проекте в Германию прибыла группа ведущих конструкторов из Израиля.

Производство лодок, согласно договорам 1991 и 1995 гг., осуществлялось предприятиями Howaldtswerke-Deutsche Werft (Киль), Thyssen Nordseewerke и Ferrostaal (Эмден) при условии, что все они поступят на вооружение Израиля в 1998–2000 гг. Это было совершенно новое, разработанное специально для Израиля поколение немецких подводных лодок. Ряд военных экспертов Запада склонны расценивать проект «Дельфин» как противовес произведенным Россией по заказу Ирана в 1993 г трем современным подводным лодкам класса Kilo. От немцев и израильтян требовалось превзойти этот уровень. То есть изначально планка ставилась высокая. Поэтому израильские специалисты находились в Германии не только в период разработки концепции подлодок, но и в период их изготовления. Основной объем работ был выполнен конструкторами Ingenieurkontor (Любек), Kiel Werft HDW (Киль) и фирмы Atlas Elektronik (Бремен) — наиболее опытными судостроителями ФРГ.

Стоимость проекта в совокупности оценивалась в 1,1–1,7 млрд немецких марок. При этом федеральное правительство, учитывая сложную финансовую ситуацию Израиля, принимало на себя расходы в размере 1,1 млрд немецких марок. Фактически делало подарок Израилю. Указанный контракт являлся исключительным и по ряду других причин. Основная — это был первый и пока единственный случай, когда Германия брала на себя обязательства по строительству и поставке комплексной единицы вооружения, тогда как в 99% договоров значились исключительно компоненты. Руководитель Берлинского информационного центра трансатлантической безопасности военный эксперт Отфрид Нассауэр, который отслеживал ситуацию, отметил в трех лодках необычную особенность. Наряду со стандартными шестью торпедными трубами они оснащены еще четырьмя, которые, как он предполагает, предназначены для крылатых ракет с ядерной боеголовкой. К слову сказать, именно по этой причине поставка в 1999–2001 гг. трех подводных лодок Израилю стала самым нашумевшим из ставших известными проектов.

«Дельфин» и сегодня служит предметом зависти ВМС многих стран Ближнего Востока. Высокая скорость — 14–24 узла (в подводном и надводном положении), т.е 25–43 км/ч, небывалая длительность пребывания под водой (вдвое дольше по сравнению с GAL), стрельба из оружия двух различных калибров (возможность использования торпедных отсеков боевыми пловцами и силами спецназа; применение разного типа торпед и крылатых ракет) указывают на итог успешного сотрудничества немцев (в том числе в инженерном центре Любека) и израильтян. В 1999–2003 гг. благодаря трем «Дельфинам» Израиль держал под контролем значительную акваторию Средиземноморья и Персидского залива. Его стратегические возможности гораздо шире: Аравийское море и Индийский океан. Примечательно, что «Дельфин», не боящийся мелководья, способен отслеживать морские военные грузы Ирана, нести патрулирование в непосредственной близости от объектов его ядерной программы на побережье Персидского залива.

Это было понятно еще 20 лет назад. 1 декабря 1990 г. бывший командующий израильским военно-морским флотом генерал-майор Авраам Ботцер в телепрограмме первого канала «Новый вечер» подчеркнул, что «подводные лодки... представляют собой гарантию того, что враг, который в условиях ведения нетрадиционной войны до сих пор мог оставаться безнаказанным, на этот раз не останется таковым, поскольку получит упреждающий удар» Универсальный характер «Дельфина» — эффективное противоядие против любых целей любого противника.

В контексте протестного движения в странах «арабской весны», которое имеет тенденцию строительства группы теократических государств вместо авторитарных, Израиль обладает дополнительной надежной гарантией защиты от вероятного агрессора, который, намереваясь создавать иранскую модель государства, неизбежно придет к «привлекательной идее» по уничтожению Израиля, отмечают военные эксперты ФРГ.

Если, как полагают многие военные наблюдатели, Израиль и в самом деле захочет разместить некоторые виды атомного оружия на немецких подводных лодках, они будут попросту неуязвимы, указывает Отфрид Нассауэр. Задержка строительства и поставки шестой подлодки или, в худшем случае, отмена заказа будет ударом не по взаимному бизнесу, а по двусторонним отношениям, в частности, между двумя лидерами стран. Насколько необходим рост напряженности в этих отношениях? Немецкие эксперты отмечают неизменное желание израильского правительства реализовать программу строительства 1100 новых еврейских жилых домов в юго-восточном районе Гило «в аннексированном Восточном Иерусалиме» (формулировка в печати ФРГ). В телефонном разговоре с премьер-министром Биньямином Нетаниягу не на шутку рассердившаяся канцлер Ангела Меркель назвала данную акцию «провокацией», отметив, что у нее «нет слов» для выражения иной оценки.

Чтобы успокоить Ангелу Меркель, в Берлин заспешил израильский замминистра иностранных дел Дани Аялон Стремясь разрядить напряженность, он постарался создать 24 октября с.г. в ходе встречи с представителями федерального правительства «дружественную атмосферу», как отметил его советник в интервью Tagesspiegel. На повестке дня были переговоры с руководителем внешнеполитического департамента при канцлере Кристофом Хойзгеном и государственным министром федерального МИДа Вернером Хойером. По оценке ряда политических наблюдателей ФРГ и Израиля, миссия Аялона не удалась. Ангела Меркель чувствовать себя обманутой Нетаниягу, потому что в ходе предыдущих личных встреч и в ряде публичных заявлений «он дал ей надежду на то, что готов заморозить расширение поселений». Немецкая печать расшифровывает 22 октября с.г. причину разочарования канцлера: видимо, Меркель приняла готовность Биньямина Нетаниягу к частичному замораживанию строительства поселений и общественных зданий, но на Западном берегу, а не в Восточном Иерусалиме, как показалось Меркель. Поскольку представитель Нетаниягу опроверг эту информацию, не совсем непонятно, что же случилось на самом деле, кто, почему и когда обманулся в ожиданиях.

Понятно одно. Политические игры, которые ведут лидеры двух стран, имеют разные цели, но проходят по одному и тому же принципу. Только у Меркель это называется политика «зигзага» (и нашим и вашим), а у Нетаниягу — «строим – не строим». В аспекте Меркель немецкая помощь Израилю в защите «от врагов извне — врагов, которые ядерными программами и терроризмом угрожают Израилю и всему свободному миру» вполне согласуется с отказом от своих обязательств по поставке шестого «Дельфина». Немецкие аналитики констатируют: чтобы внести ясность в израильскую позицию, Меркель фактически предъявила Израилю ультиматум. Угроза отменить поставку стратегической субмарины «Дельфин», которая, как и предыдущие, будет содержать существенные льготы для Израиля, видимо, поможет израильскому руководству, по мнению федерального кабмина, четче определиться в вопросе «заселения палестинских территорий».

В любом случае, приглашение к сделке со стороны высокого немецкого партнера прозвучало. Как отреагирует израильский премьер, покажет время.

Использованы данные сайта федерального канцлера, Zeit-Online.

И.С. Берг

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке