Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Где прячется Бог?

Вы помните тот давний школьный спор о физиках и лириках. Сегодня никому и в голову не пришло бы затевать такой диспут – "физики" без боя одержали бы победу.

17.03.2013
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Прославление личности, гуманизма, трагической и романтической любви, по-видимому, являлось идеалом только для пройденного этапа развития". (Герберт Маркузе)

Вы помните тот давний школьный спор о физиках и лириках. Сегодня никому и в голову не пришло бы затевать такой диспут – "физики" без боя одержали бы победу. Неясно, стояли ли раньше перед израильской общественностью подобные проблемы - однако "лирики" как явление в современном Израиле не отмечены. Если же и попадаются изредка, то в народе их презрительно кличут "ботаниками", "хнунами" или "фраерами".

Да и то сказать: откуда им взяться? Гуманитарные предметы, которые еще остаются в программе школы, во-первых, сильно сокращены, во-вторых, вряд ли могут претендовать на роль чистой "лирики". И иврит, и иностранные языки, и история, и даже литература не ставят своей задачей воспитание чувств или привитие нравственных начал, а имеют свои особые, строго очерченные задачи, прописанные в школьные программы.

Когда же попытаешься вникнуть, кто же, собственно говоря, отвечает за воспитание элементарных нравственных норм, этики взаимоотношений, эмоциональной восприимчивости, не говоря уж о гуманности и патриотизме – обращаться не к кому.

Так кого же винить в диких, отвратительных, безумных и странных выходках подростков, проявлениях невежества, расизма, вандализма, далеко выходящих за рамки этической нормы и местами уголовного права, примерами которых пестрят газеты.

"Израильскому обществу угрожают четыре явления: общее насилие, насилие в подростковой среде, организованная преступность и коррупция". (Генеральный инспектор полиции Йоханан Данино)

То вспыхнет ожесточенная драка между учениками разных школ, разнимать которую придется полицейским. Интересно, что затеяли ее не где-нибудь на спортивной площадке, так не решив забит или не забит мяч – а прямо на ступенях музея Катастрофы "Яд-ва-Шем".

То ученикам элитных школ вдруг придет в голову мысль от души повеселиться: громко завопить, поломать пару стульев, поругаться, устроить шутливую потасовку и весело постебаться над глупыми евреями. Как-то можно объяснить подобный срыв на футбольном матче. Но представить себе такую вакханалию в театре "Габима", на спектакле, который к тому же посвящен знаменательной дате и рассказывал о евреях Варшавского гетто. Кульминацией вечера стали выкрики из зала: "Молодец! Дай им еще! Отлично!", которые были адресованы капо в лагере, избивающего несчастных евреев.

А то всплывут многочисленные случаи вандализма в гостиницах, пьянства и употребления наркотиков, воровства, драк, разборок с проститутками и пьяных оргий. Ну хорошо – кому не известно о свободном поведении израильтян вдали от родины. Однако мы говорим не о примерах поведения взрослых – а об израильских школьниках, отправившихся в Польшу для посещения бывших лагерей смерти.

Что уж говорить о бытовых ежедневных и не попадающих в газеты проявлениях буйного нрава и ненормативного поведения молодежи. Однако все это лишь цветочки – сочные ягодки нас ожидают в недалеком будущем. Недавно, выступая на Герцлийской конференции, генеральный инспектор полиции Данино уделил большое внимание именно проблеме подростковой преступности и назвал ее "… угрозой безопасности страны, которая стоит вровень с внешними угрозами".

"То же, что мы видим сейчас, - это не вырождение высокой культуры в массовую культуру, но ее опровержение действительностью". (Г. Маркузе)

Было бы неправильно упрекать именно израильскую школьную систему в утрате воспитательной функции школы, в потере "лирики" в общей системе школьного образования. Тот же самый феномен мы наблюдаем и в российском варианте.

Громкое эхо споров, которые ведутся сегодня в России, доходит и до нас. Правда, они больше упираются в технические детали патриотического воспитания: как составить единый и всеобщий учебник истории, каких авторов включить в общий универсальный список литературы…

Но за всеми этими списками и учебными пособиями просматривается все тот же наболевший вопрос: как воспитать человека и гражданина. К сожалению, приходится признать горький факт – воспитание как обязательная составная часть процесса становления личности, вынесена за скобки, то есть обречена на полное забвение.

Еще раз повторю: речь идет не о плохом воспитании, а о полном отсутствии какого-либо образования. В пустых сердцах, лишенных живительного воздуха культуры, воцаряется моральный вакуум.

"Богустал от людей и стал спрашивать ангела, где бы ему спрятаться от людей — на вершине горы или в глубине моря. И один из ангелов ему посоветовал: в человеческом сердце, вот куда он реже всего заглядывает". (Г. Померанц)

Давным-давно, когда я еще был начинающим учителем, случилось мне поработать в школе слепых. Опыт тот, к счастью, оказался весьма недолгим, но запомнились те уроки навсегда. Сейчас, когда болезненные впечатления стерлись, остались в памяти лишь некоторые поразившие до глубины души детали.

Хорошо знакомые тексты классических произведений, вдруг открылись совершенно в ином ракурсе. Так как на уроках пришлось много читать вслух, я взглянул на них с точки зрения своих незрячих учеников и остро почувствовал разлитое в классе напряжение. Никогда мое чтение не встречалось таким благоговейным молчанием. Никогда оно не производило столь сильного и глубокого впечатления на публику. И никогда до сих пор я не понимал, как тесно связаны художественные сцены с воображением читателя, с картинами и лицами, архитектурой и описаниями нарядов, цветами и красками, которые хорошо знакомы читателю.

Теперь-то мне открылось: дети никогда не видели того или иного предмета, не могли вообразить спектр оттенков, не могли насладиться красками. Ведь сцены были написаны зрячим писателем для зрячих читателей. Любая деталь больно колола глаза слепому, заставляла его еще раз почувствовать свою неполноценность. И чем более живописна была картинка, чем радостнее была она выписана – тем сильнее она ранила и рвала душу ребенка.

"Идеальный брак: они друг другу никогда не могли наскучить, потому что никогда друг друга не слушали". (Джон Ирвинг)

Нет, мне очень не хотелось бы проводить далеко идущие и неприятные аналогии между слепыми детьми и зрячими израильскими подростками. Но так как не заметить что-то общее просто невозможно, то попробуем показать такую связь. Оговорюсь, только в моих глазах и в моем сознании эта связь может быть отмечена.

Так вот, если великая русская литература и влияла как-то на слепых детей, то оказывала на них неожиданное и непредсказуемое действие. В силу того, что многие явления жизни были слепорожденными детьми просто непостижимы.

Так и нашем случае. В тот моральный вакуум, который царит в душах, попадает вирус эрзац-культуры. Постепенно и незаметно из случайно собранных кусочков, из невесть где подобранных образцов формируется мировоззрение. Оно и заполняет все душевное пространство. И результат такого "воспитания" становится все нагляднее.

Оказалось, что неполученная, неосвоенная, невостребованная высокая культура стала совершенно ненужной современному подростку. Культура и молодое поколение пребывают в состоянии идеальной гармонии – они не мешают друг другу, протекают в разных измерениях и идут разными дорогами. И эти две дороги никогда не пересекаются.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке