Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Бескровные жертвы ("Ваикра")

Кровавый характер иудейского культа у многих вызывает неприязнь или, по меньшей мере, сомнения. Он все более выглядит анахронизмом. И при всем том, что законы Торы – вечны, вопрос этот отнюдь не однозначен.

14.03.2013
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Кровавое служение

Третья книга Торы "Ваикра" в значительной мере посвящена жертвоприношениям, зачастую описанным достаточно натуралистично. Так в первых же строках мы читаем: "А если из скота мелкого жертва его, из овец или из коз, для всесожжения, то мужского пола, без порока, пусть приносит ее. И зарежет ее у жертвенника, с северной стороны, пред Господом, и покропят сыны Аароновы, священники, кровью ее жертвенник кругом. И разрежет ее по частям ее, голову ее и тук ее, и разложит их священник на дровах, которые на огне, что на жертвеннике, А внутренности и голени вымоет водою; и принесет священник все, и воскурит. Если же из птиц всесожжение, жертва его Господу, то пусть принесет он из горлиц или из молодых голубей жертву свою. И принесет ее священник к жертвеннику, и надломит ей голову, и воскурит на жертвеннике; кровь же ее пусть выцедит к стене жертвенника. И отделит зоб ее с перьями, и бросит его подле жертвенника с восточной стороны, – к месту пепла. И, надорвав ее у крыльев ее, не отделяя их, воскурит ее священник на жертвеннике, на дровах, что на огне; жертва всесожжения это, огнепалимая; благоухание, приятное Господу" (1:10-17)

Времена, когда люди были личнознакомы с козами и курами, которых они резали и съедали, похоже, навсегда ушли в прошлое. В современном мире, где люди больше не сталкиваются в своем повседневном быту с домашними животными - скотом и птицей – в живом виде, а приобретают их в супермаркетах уже умерщвленными, и большей частью разделанными, безразличие по отношению к ним нарастает. Не раз отмечалось, что экипаж бомбардировщика – при том, что он приносит противнику наиболее высокие потери - спит в целом спокойнее, чем бойцы пехоты, ясно видящие, в кого они целятся, и тем более участники рукопашного боя.

И в то же время это лишь одна из тенденций. Отчасти благодаря общим мировоззренческим установкам, отчасти благодаря СМИ, отдающим приоритет наиболее кровавым новостным сюжетам - неприязнь к войнам и бойням растет. Пацифисты и вегетарианцы, в изобилии появившиеся в начале прошлого века, позиций не сдают.

В этой атмосфере кровавый характер иудейского культа у многих вызывает неприязнь или, по меньшей мере, сомнения. Он все более выглядит анахронизмом. И при всем том, что законы Торы – вечны, вопрос этот отнюдь не однозначен. Причем можно заметить, что Тора как будто бы также солидаризируется с этим ощущением "анахроничности" богослужения, сопровождающегося забоем скота.

Действительно, Закон запрещает причинять страдания животным, и требует избавлять их от мучений, даже когда это связано для человека с определенными неудобствами ("Если увидишь осла врага твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним". Шмот 23:5). Более того, в Писании можно встретить вполне внятно выраженное неприязненное отношение к убийству животных: "Закалывающий быка (подобен) убивающему человека" Иешайя 66:3). Что же касается вегетарианства, то оно считается с одной стороны исходным состоянием человека, а с другой - представляется идеалом, к которому в будущем вернется не только человечество, но и вообще все живое ("волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их. И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут вместе; и лев будет есть солому, как вол. И будет играть грудной младенец над норою кобры, и отнятое от груди дитя протянет руку свою к логову гадюки. Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами". 11:5-9)

Невольно возникает вопрос: неужели и в те светлые времена в Иерусалимском Храме сохранится какая-то надобность в тех жертвоприношениях, которые столь обстоятельно и натуралистично описываются в книге "Ваикра"?

Хлебоприношение

Рав Кук в своей работе "Хазон ацимхонут вэшалом" объясняет, что несмотря на то, что правда вегетарианства несомненна и в конце концов восторжествует, потребность в кровавых жертвах будет сохраняться до самого последнего момента, так как таким именно образом животный мир участвует в служении единому Богу. Действительно, в мидрашистских текстах неоднократно выражается уверенность в том, что жертвенные животные сами стремятся на алтарь, что они воспринимают за великое благо возможность умереть во имя Всевышнего. В этом отношении достаточно напомнить субботнюю песню, в припеве которой буквально говорится следующее: "Соблюдающие субботу – будь то мужчина или женщина, устремятся к Богу, как дневная жертва к сковороде". По мнению рава Кука, после восстановления Храма козлы и бараны сами направятся на Храмовую гору, так что ни у кого не останется сомнения в том, чего они на самом деле желают.

Вместе с тем рав Кук признает, что если во времена восстановления Храмовой службы вегетарианство завоюет весь мир, то от кровавых жертвоприношений, возможно, все же придется отказаться. Однако это никак не отразится на вечности самого храмового культа как такового, так как он включал и другие жертвы – растительные.

Действительно, далее в нашей недельной главе написано: "Если кто приносит хлебоприношение Господу, то из тонкой пшеничной муки должна быть жертва его, и пусть польет ее елеем и положит на нее левоны. И принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет с нее полную горсть тонкой муки и елея со всей левоной ее, и воскурит священник эту поминальную часть ее на жертвеннике огнепалимою жертвою, во благоухание, приятное Господу. Остальное же от приношения хлебного – Аарону и сынам его; это (как) святое святых из огнепалимых жертв Господних. Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то из тонкой муки хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем. Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то из тонкой пшеничной муки, смешанной с елеем, пресной да будет она. Раздроби ее в крохи и польешь ее елеем: это приношение хлебное". (2:1-5).

Итак, по мнению рава Кука, храмовое богослужение в принципе может ограничиться хлебоприношением и прочими растительными жертвами. Впрочем, насколько я понимаю, остается все же еще рыжая телица, без пепла которой невозможно пройти должного очищения, и относительно заклания которой сказано, что это "устав вечный" ("хукат олам") (Бемидбар 19:10).

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке