Читайте также
Израиль может стать ценой "перезагрузки" отношений с арабами Западом
В последнее время мы сталкиваемся с оценками в отношении Израиля столь же экзотичными, сколь и шокирующими. Согласно им, Израиль прекратит свое существование через …десять лет. Комментаторы ссылаются на разведывательные агентства США (не упоминая, впрочем, авторов исследований), и подобная оценка выглядит еще более зловещим на фоне аналогичного высказывания Генри Киссинджера в конце прошлого года. В этом контексте пророчество Исама аль-Ариан, советника президента Египта Мухаммада Мурси, и ряда российских комментаторов можно считать данью моде и плодом чрезмерных ожиданий.
Действительно ли, существует ли смертельная угроза Израилю?
Попытаемся проанализировать ситуацию, в которой находится еврейское государство. Первое впечатление весьма неблагоприятное. Израиль оказался в эпицентре исторических катаклизмов. Политическая структура на Ближнем Востоке, существовавшая со времени Кэмп-Дэвидского соглашения, рухнула, образовав гигантское облако пыли и хаоса, из которого может выкристализоваться новая угрожающая реальность. Америка уходит из Ближнего Востока. Будущее теряющей ориентиры Европы становится всем более туманным. Иран становится региональной державой с ядерным оружием, а Турция – еще недавно стратегический союзник Израиля - все больше бредит османским величием.
Но при более пристальном рассмотрении ситуация не столь уж удручающая. Да, Израиль остается чужеродным, прижатым к морю государством в мире анархии, религиозного фанатизма, бунтующих толп и сумасбродных диктатур. Однако эта страна обладает сильной и жизнеспособной экономикой; развитыми технологиями, суперсовременной армией; гибкой демократической системой.
С другой стороны, арабские режимы, возникающие на останках рухнувших автократий, крайне неустойчивы, как в Египте, а в ряде случаев не смогут еще длительное время сцементировать государство в любом его виде, как в Сирии. Они не располагают ни материальными, ни интеллектуальными ресурсами, чтобы бросить прямой вызов Израилю.
Иран обречен погрязнуть в болоте суннитско-шиитского противостояния (что уже происходит в Сирии и Бахрейне), его экономика однобока и уязвима, а вооружение устарело. Ядерная бомба – превосходное средство шантажа, но ее применение против Израиля, учитывая ракетно-ядерную мощь последнего, будет означать конец существованию и режима, и самой страны.
Турция умудрилась под властью Эрдогана настроить против себя всех соседей – от Греции, Кипра и христианских государтств на Балканах, до все того же Ирана и режима Асада. Курды остаются ахиллесовой пятой турок, и раны, наносимые боевиками КРП, кровоточат все сильнее.
Таким образом, Израиль некоторым образом возвращается в античность. Как и в царствование Давида, он в одиночку противостоит врагам многочисленным, но разрозненным, не дисциплинированным и находящимся в состоянии постоянной смуты и войн.
Египет, как в ветозаветные времена, погружен в собственные проблемы – дворцовые баталии и борьбу с воинственными кочевниками. Пустыни - Синай и Негев – мощный естественный буфер. Несмотря на американское оружие, армия этой страны вряд ли готова к современной войне с опорой на неожиданные и дерзкие решения.
Для слабого Хашемитского королевства, как для царства Моава в свое время, само существование еврейского государства – залог сравнительной безопасности перед лицом враждебных и агрессивных государств. Абдалла II, как и его отец Хуссейн, прекрасно отдает себе в этом отчет, что агония Израиля станет и его собственной агонией.
Сирия традиционно находится в состоянии войны с Израилем, но в одиночку, обречена на поражение. Как Давид в свое время сбивал спесь с правителей Арамейского Дамаска, так и Израиль не оставлял сирийцам даже шансов на победу – ни на земле в 1967 и 1973 гг., ни в воздухе в 1982 году*. Кроме того, современная, как древняя Сирия, - образование мозаичное, экклетичное и шаткое.
Как и филистимляне, ХАМАС в Газе и "Хизбалла" способны наносить болезненные удары Израилю, но они не создают смертельную опасность для этой страны. Более того, сегодня они вынуждены бороться за существование. "Хизбалле" угрожает поднимающий голову в Ливане суннитский радикализм, а ХАМАС вынужден противостоять растущему недовольству населения, с одной стороны, и салафитским группировкам, с другой. Наконец, рыхлое, коррумпированное, паразитирующее на международных подачках правительство ПА может пытаться подрывать влияние Израиля, но попытки эти, как в свое время усилия царей Аммона, не в силах изменить расклад сил.
Ирану, как и Турции, еще очень далеко до того, чтобы претендовать на роль Ассирии и Вавилона.
Таким образом, располагая мощной армией и стабильной экономикой, еврейское государство, как царство Давида, может поддерживать свою безопасность, играя на противоречиях врагов и вступая в кратковременные, негласные союзы с соседями.
В перспективе, смертельная опасность Израилю может исходить от объединенного арабского мира, но пока еще арабы далеки от реализации мечты о халифате.
Есть ли в таком случае некая могущественная сила, способная фатальным образом подорвать силу Израиля? Есть, и эта сила - …Запад.
Израиль – часть Запада. Однако Запад все больше рассматривает Израиль, как обузу. Это уже можно считать свершимся фактом для Европы, а при Обаме такой подход начал активно пробивать себе дорогу и в США. С самого начала Обама сделал ставку на сближение с арабским миром в ущерб еврейскому государству. Его почитание Эдварда Саида и симпатии к Рашиду Халиду, инициатору сбора средства для "мирной флотилии" в 2010 году; его политика – от выступления в каирском университете и поклонов саудовскому монарху до оскорбительных окриков прекратить строительство в поселениях и даже в Иерусалиме – тому свидетельство.
Действия Обамы и ЕС имеют свою логику. Ближний Восток переживает тектонические потрясения, формируя новую реальность. Это позволяет начать отношения с арабами с чистого листа – "перезагрузку", столь полюбившуюся Обаме. Логика требует избавиться от всех помех, мешающих этой перезагрузке, и предательство Мубарака – краеугольного камня американской политики на Ближнем Востоке - зловещее предзнаменование. Если "перезагрузка" потребовала выбросить на помойку Мубарака, то что мешает точно так же поступить с Израилем?
Ровным счетом - ничего. И вторая укаденция Обамы развяжет ему руки. Израильская экономика завязана на ЕС, израильская безопасность и политическая легитимность - на США. Перекройте эти каналы, и Израиль падет в считанные годы, ибо не выдержит тотальной изоляции. Израильтяне привыкли к высокому уровню жизни, они не мыслят свое существование без тесных контактов, профессиональных, научных и культурных, с Западом. Израильская военная мощь немыслима без американских разработок и систем обеспечения. Так, жизненно важная для Израиля система ПРО "Праща Давида" (David's Sling) по перехвату баллистических ракет до 260 километров разрабатывается совместно с компанией Raytheon. Свертывание сотрудничества ослабит Израиль, лишив его щита от ракет Сирии и "Хизбаллы". И это относится ко всем военным разработкам.
Более того, остракизм Запада даст мощный толчок внутренним конфликтам, а внутренние конфликты - смертельная угроза еврейской государственности от ветхозаветной истории до царства Хасмонеев и нынешнего Израиля.
Изолированный и расколотый, он утратит свой сдерживающий потенциал. Пример ЮАР – свидетельство, сколь легко для Запада стереть с карты мира страну, ориентированную на Запад и зависящую от Запада.
"Синдром Мюнхена" глубоко укоренился в политической психологии Запада: банальные близорукость, глупость и малодушие называется "прагматизмом", а прагматизм достоин уважения. И он, увы, вполне согласуется с прогнозом Киссинджера. Но во всем этом есть одно "но"… Это "но" - в наличие множества не поддающихся учету сценариев. Несомненно, Обама и его окружение, не говоря уже о ЕС, хотели бы установить партнерские и даже дружественные отношения с "Мусульманскими братьями" Египта, Туниса и в дальнейшем – Сирии, как они сделали это с турецкими исламистами. Однако вовсе не обязательно, что сами арабские исламисты разделяют эти сантименты. Нет более яркого и печального примера, чем убийство посла США в Ливии Кристофера Стивенса. Стивенс активно взаимодействовал со своими будущими убийцами в подготовке свержения Каддафи. Он должен был естественным образом стать доверенным лицом салафитов. Вместо этого он был изнасилован и убит. Такова парадигма в отношениях Запада и арабского Востока. Запад стремиться к умиротворению, арабы жаждут изнасиловать и уничтожить Запад. Не один специалист не может предсказать сегодня, как будут развиваться события в регионе, да и во всем мире, прежде всего, на Дальнем Востоке, где местные хищники явственно почувствовали запах страха, излучаемый Америкой; и в Европе, раскалывающейся по национальным и этническим границам. По иронии судьбы, именно Израиль может оказаться одним из немногих государств, сохранившихся на руинах распадающегося мира.
*- В ходе воздушныхбоев за июня 1982 года сирийскаяавиация потеряла 84 боевых самолета; Израиль не потерял ни одного самолета.