Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Место места ("Трума")

Тот, кто является местом для всего мира, объявил, что займет определенное место внутри этого мира! Предельная парадоксальность этого шага признается самим ТАНАХом.

14.02.2013
ShutterStock

Читайте также

Загадочное место

В недельной главе "Трума" приводятся следующие слова Всевышнего: "И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их. Всё, как Я показываю тебе, образец Скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте" (25:8-9).

Итак, Тот, кто является местом для всего мира, объявил, что займет определенное место внутри этого мира! Предельная парадоксальность этого шага признается самим ТАНАХом. Так в псалме мы читаем: "Так сказал Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих. Что это за дом, который вы (можете) построить Мне, и где место покоя Моего? И все это рука Моя сотворила, и стало все это – слово Господа! И на этого смотреть буду: на смиренного, и сокрушенного духом, и дрожащего над словом Моим. Закалывающий быка (подобен) убивающему человека, приносящий в жертву овцу (подобен) отрубающему голову собаке, приносящий хлебный дар (подобен приносящему) свиную кровь" (Тегилим 66: 1-3) .

"Куда уйду от духа Твоего и куда от Тебя убегу? Поднимусь ли в небеса – там Ты, постелю ли себе в преисподней – вот Ты! Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря, И там рука Твоя поведет меня и держать меня будет десница Твоя" (139:7).

А построив Храм в Иерусалиме, царь Шломо вскликнул: "Воистину, разве будет Бог жить на земле? Ведь небо и небеса небес не могут вместить Тебя, тем менее этот дом, который я построил" (Млахим I 8:27).

Однако далееШломо все же выражает уверенность в том, что Всевышний вместится там: "Но обратись к молитве раба Твоего… чтобы были очи Твои отверсты на дом сей ночью и днем, на то место, о котором Ты сказал: "Там будет имя Мое", чтобы слышать молитву, которою будет молиться раб Твой на этом месте" (8:29).

А в Мидраше “Шмот раба” говорится, что когда Моше выразил изумление по поводу слов “И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их” (25:8), Всевышний ему ответил: “Это не так, как ты думаешь, Моше. Построй Скинию из двадцати балок на северной стороне, и из двадцати на южной и восьми на западной, и Я спущусь на землю и явлю Себя в этом ограниченном пространстве”.

Итак, Скиния, обитель Всевышнего - место загадочное и парадоксальное. И с тем большим вниманием мы должны относиться ко всем деталям этого места со всеми его "балками" "с северной и южной стороны", со всей его утварью, коль скоро Создатель сам предложил нам его чертеж, как сказано: "Я показываю тебе образец Скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте".

В самом деле, если тот, Кто являясь местом мира, сам спроектировал место, в котором вознамерился обитать, то и в его устройстве, и в его пропорциях следует искать какую-то глубинную мудрость!

Типовой образец

Многие еврейскиекомментаторы на протяжении веков и до самого последнего времени исходили из этой логики. Так в комментарии Сончино сказано, что "Моше были даны детальные указания через пророческое видение", что "он видел модель той конструкции, которую предстояло создать".

Комментарий этот относительно новый, он писался в начале ХХ века. Однако после его написания кое-что все же произошло, а именно в прилежащих к Эрец Исраэль странах было обнаружено немало следов культовых сооружений, явно построенных по тому же самому образцу, который открылся Моше Рабейну.

В последние годы на территории нынешней Турции, Сирии и Иордании были обнаружены храмы и жертвенники (датируемые II-м тысячелетием до н. э), которые и по виду и по многим своим параметрам повторяли Иерусалимский Храм, как он описан в Торе. Так, жертвенники в Халебе и в Тель-Таинате имели форму прямоугольника, на котором располагалось разделенное на три части помещение: притвор (при входе в который имелись две колонны), святилище и святая святых. А в Айн-Даре сверх этих деталей было обнаружено еще и изображение четырех существ - быка, льва, орла и человека, поддерживающих колесницу местного Баала. Как известно, в видении Йехезкеля присутствуют те же самые образы.

На первый взгляд эти находки полностью объясняются известным принципом: Тора говорит языком людей. В самомделе, в каждую эпоху царят присущие именно этой эпохе понятийные структурыи ментальные парадигмы. Каждая эпохачем-то связывает живущих в нее людей, в том числе и тех из них, которые яростно спорят между собой. В каждое время люди идут с этим временем в ногу, улавливают одни и те же флюиды. Так, в век Разума Ньютон и Лейбниц независимо друг от друга пришли к идее дифференциального исчисления, а Паскаль одновременно с Ферма доказал одну и ту же теорему ("Истина одна в Туре и в Париже").

Стоит ли удивляться тому, что в век Откровения люди получали одни и те же "образцы", пустьи по самым разным каналам. Как законы Торы во многом повторяют Законы Хаммурапи, так архитектура Скинии во многом повторяет архитектуру жертвенников иных божеств. Некоторые общие принципы были уловлены самыми отдаленными духовными локаторами. В целом это объяснение работает, и все же в случае с параметрами Храма картина представляется и более сложной и более значимой.

То, что в Святая святых вместо какого-то изображения, идола или реликвии не находилось решительно ничего – само по себе обладает глубоким смыслом. В самом деле, бессмысленно ведро, в котором нельзя хранить воду (например, с отверстием во дне), бессмыслен книжный шкаф, в который нельзя ставить книги (без полок), бессмыслен пистолет, из которого нельзя произвести ни одного выстрела (со сточенным бойком). Но святилище, в котором совершенно пусто – осмысленно, и еще как осмысленно! Ведь оно, с одной стороны - зримое свидетельство невидимости Бога, а с другой – именно Его божественности, Его святости. В самом деле, именно благодаря этому святилищу всему миру становится очевидно, что с одной стороны Бог невидим, а с другой – что невидим именно Бог. И это же объясняет, почему Скиния была типичной: чтобы всем приходящим сюда людям было ясно, что перед ними именно святилище (а не библиотека, не стадион и не коллайдер), святилище Того, Кто является местом для всего мира.

Более того, наличие аналогичных святилищ в Халебе и в Айн-Даре, святилищ, в которых присутствовали идолы, дополнительно оттеняют смысл Иерусалимского святилища, в котором нет никакого зримого присутствия. А это значит, что наличие этих святилищ говорит об их относительной осмысленности, или как сказано в книге Зохар: "не существует идолослужения, в котором бы не присутствовало искр святости" (Шмот 15:11).

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке