Праздник теократии
Фото: Getty Images
Праздник теократии

Пасхальная глава

Недельная глава «Бо» описывает события исхода. На этой неделе, пусть и не с той интенсивностью, но все же вполне направленно и полноценно еврейский народ, как и в пасхальную ночь, вспоминает события тех далеких дней.

Впрочем, для этих воспоминаний иудаизм находит также и другие, причем ежедневные поводы. В самом деле, в субботу во время киддуша евреи произносят «день этот первый среди именуемых святыми – память об исходе из Египта», а в будние дни об избавлении из египетского рабства прежде всего напоминает тфиллин, о чем ясно сказано в последних словах недельного чтения: «И да будет это знаком на руке твоей и начертанием между глазами твоими, что силою руки вывел нас Господь из Египта".(13:14-16)

Итак, мы видим, что Тора представляет заповедь накладывания тфиллин как  напоминание об исходе. Это не значит, что в этой заповеди нет никакого другого значения, однако само это приурочивание весьма характерно и символично. Как бы ни было высоко и значимо данное Израилю религиозное поручение, сам он важнее и первичнее этого поручения. «Суббота принадлежит вам, а не вы субботе», - сказано в Талмуде.

При всей паритетности национального  и религиозного начал, национальное в чем-то первично. Или, говоря точнее, в самом еврейском национальном существовании, еще до дарования Торы уже присутствовал религиозный смысл. Праотцы еврейского народа беседовали с Богом и служили Ему, а в египетском рабстве сыны Израиля помнили о том, что их предкам была обетована земля Канаанн, более того, хранили предание о том, что в свое время вернутся в нее («И сказал Йосеф братьям своим: я умираю; но Бог верно вспомнит о вас и выведет вас из земли этой в землю, о которой клялся Аврааму, Ицхаку и Йакову. И заклял Йосеф сынов Израилевых, говоря: верно вспомнит Бог о вас, тогда вынесите кости мои отсюда» (50:23-26).

О том, что им предстоит получить Тору, евреи ничего не слышали до самого последнего момента. Даже за год до исхода, когда Всевышний открылся Моше на Синае, Он пообещал народу только «избавить его от руки египтян и вывести его из земли той в землю хорошую и обширную, в землю, текущую молоком и медом», а относительно Синая в тот момент было сказано лишь то, что «при выводе народа из Египта вы совершите служение Богу на этой горе» (3:7-12)

Более того, согласно мидрашу, дарование Торы в тот момент как будто и не планировалось. В самом деле, слова из Первой книги «Диврей Аямим» (Паралипоменона 16:15): «Слово, что заповедал Он на тысячу поколений» принято толковать в том смысле, что согласно первоначальному замыслу Творца Тора предназначалась тысячному поколению. Иными словами, согласно исходному замыслу, сыны Израиля должны были войти в Эрец Исраэль только как народ, а не как религиозная община. Всевышний ускорил дарование своего Закона, открыл его 26-му поколению (насчитываемому от Адама до Моше), но это ускорение, разумеется, не могло не иметь своих последствий.

Комментируя слова рава Кука («Орот Исраэль» 29), что процесс избавления развивается по своим собственным законам, и что как первая «геула» была связана с Торой, так последняя связана с народом, рав Ури Шерки поясняет их именно этим преждевременным дарованием Торы. Коль скоро (во имя ускорения процесса) народ получил Тору значительно раньше, чем планировалось, то в последние времена для восстановления общего исторического баланса он возвращается на свою землю в рамках чисто национального предприятия. Так, не усвоив какой-то психологический опыт в детском возрасте, человек вынужден проиграть его в зрелости. По раву Шерки, светский сионизм явился такой компенсацией, он поднял еврейский народ на волне той чистой национальной мотивации, которая вдохновляла его древних предков.

Это лишь одно из объяснений, которое дает религиозный сионизм становлению еврейской государственности наших дней. Рав Авраам Ицхак Кук изыскал в Талмуде и каббале немало подтверждений тому, что еврейское государство будет возрождено прежде всего как государство национальное. Если светские израильтяне и харедим воспринимают позиции друг друга как заведомо ложные, то для последователей рава Кука – обе стороны правы. Таким образом, только для религиозных сионистов еврейский и демократический характер государства Израиль представляется не случайной химерой, не «горячим мороженным», а установленной свыше гармонизацией глубинных религиозно-исторических процессов.

Когда кто-то посетовал: «и это то государство, которое прозревали пророки?!», то рав Иегуда Цви Кук (сын рава Авраама Ицхака) ответил: «Да, это то самое государство. Пророки ничего не сказали относительно йешив, они сказали только, что возвратившиеся «построят дома и насадят виноградники» (Иехезкель 28:24), мы же сверх того получили еще и йешивы».

Царственная миссия

Не помню сколько раз мне  доводилось голосовать на выборах в  Кнессет, но отчетливо помню, что я всегда – какая бы политическая погода не стояла на дворе - голосовал за национально религиозную партию. И не потому что я был доволен ее политической активностью, не замечал ее изнурительных внутренних склок, или разделял все высказывания ее штатных и внештатных раввинов. Я поступал так, потому что эта партия основывается на идеологии, наиболее адекватной сионистской мечте, идеологии, способной не только объяснить возможность существования государства Израиль, но и обеспечить его выживание на этой планете.

Я всегда удивлялся  непопулярности МАФДАЛа, и в последних признаках его электорального роста вижу обнадеживающий признак оздоровления израильского общества. Я не думаю, что сегодня религиозные сионисты готовы возглавить страну, однако уверен, что они предназначены именно к этому и с годами в этом качестве еще себя проявят.

Партию вязаных кип многие пытаются представить как секторальную, как партию «поселенцев». Но в этом определении все перевернуто с ног на голову. Во-первых, последователи рава Кука живут повсюду, а во-вторых, даже отдельно взятые «поселенцы» - это не сектор, это люди самого разного происхождения, самых разных убеждений, хотя и окрыленные единой национальной задачей. В подавляющем большинстве они действительно ценят в государстве Израиль как его еврейский, так и его демократический характер. Возможно, далеко не все они способны объяснить, как эти подходы уживаются, и на вербальном уровне даже обнаруживают крен либо в сторону государства галахи, либо в сторону светских институтов власти, однако общее направление именно таково.

Ведь в конце концов только демократия, в рамках которой каждый гражданин признается носителем власти, способна по настоящему наполнить смыслом учение рава Кука, согласно которому не какой-то отдельный конкретный человек, а само государство Израиль является Машиахом Бен-Йосефом! И на следующей неделе  каждому израильтянину представится возможность ощутить это, свободно выразив свою верховную волю в избирательных участках.

Автор: Арье Барац
Источник: Понять иудаизм
counter
Comments system Cackle