Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Израильские выборы и "русская улица"

"Этничность" в израильском государстве всегда была своеобразным защитным фактором от попыток растворить всех репатриантов в едином израильском "плавильном котле".

Виталий Билан
04.01.2013
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Русские" идутВ связи с назначенными на 22 января досрочными парламентскими выборами, а также связанным с этим объединением "Ликуда" с "русской" партией "Наш дом - Израиль", со всеми вытекающими электоральными последствиями, тема "русских" израильтян вновь приобрела в израильском медиапространстве заметную популярность."Масла" в электоральный "огонь" подлило, ко всему прочему, еще и нашумевшее сообщение о создании в начале декабря новой "русской" партии "Ха-Исраэлим" ("Израильтяне") во главе с известным на израильской "русской улице" уже бывшим ведущим русскоязычного Девятого телеканала израильского телевидения (т.н. "девятки") Давидом Коном.Следует отметить, что идея создания израильской "русской" партии далеко не нова. В данной связи можно вспомнить и участвующую на прошедших парламентских выборах 2009 г. партию "Исраэль Митхадешет" ("Обновлённый Израиль"), и упомянутый "Наш дом - Израиль", и, разумеется, "пилотный проект" израильской "русской улицы" - созданную еще в 1996 г. партию "Исраэль ба-алия". И вот ныне мы являемся свидетелями "реинкарнации" этой идеи.Со дня оповещения о регистрации партии Д.Кона сотоварищи (а это произошло в буквальном смысле слова за 10 минут до окончания приема регистрационных документов) в израильском медиапространстве уже сломано не одно "копье" в дискуссии о целесообразности создания "секторальной" партии для выходцев из бывшего СССР.Одни считают, как, к примеру, ветеран израильской политики и бывший доцент кафедры истории народного хозяйства и экономических учений МГУ Марина Солодкина, что такая партия "теоретически" должна быть. После того, как ей досталось заведомо непроходное 8-е место в списке партии "Кадима", М.Солодкина на эмоциях рассказала известному русскоязычному порталу IzRus и об "оскорблении всей репатриантской общины", и о том, что на следующих после нынешних выборов в Кнессет "непременно появится новая "русская" партия".По мнению других, скажем, известной журналистки и писательницы Нелли Гутиной, это шаг назад, возвращение в "секторальную песочницу" вместо того, чтобы "интегрироваться в высшие эшелоны власти".В любом случае, тема постоянно на слуху. Все понимают, что именно от "русского" электората, в первую очередь, будет зависеть распределение мест в будущем Кнессете.Особенности "русской улицы"Такая ситуация сложилась, благодаря двум основным факторам. Во-первых, этому способствовала историческая особенность формирования израильского общества, а, во-вторых, специфичность самой "русской" алии.В этой связи следует отметить, что "этничность" в израильском государстве всегда была своеобразным защитным фактором от попыток растворить всех репатриантов в едином израильском "плавильном котле".Как заметил в свое время израильский историк Шауль Фридландер, израильские "племенные" структуры демонстрируют своеобразную "обратную" эволюцию: вместо того, чтобы становиться более умеренными и растворяться в общенациональных движениях, они становятся более воинствующими и агрессивными и руководствуются своими внутренними принципами.Это способствовало тому, что "русские" евреи в Израиле живут по другим социальным законам, нежели евреи, приехавшие из бывшего СССР в Европу или США.

По словам признанного знатока израильской "русской улицы" Владимира (Зеэва) Ханина, политическая институционализация групп "русско-еврейских" иммигрантов в принимающих западных странах (США, Канада, Германия и т.д.) происходит, как правило, в рамках местных еврейских общин, которые в свою очередь пользуются отработанным формализованным механизмом лоббирования своих интересов на уровне властных структур.Израильская же ситуация в этом смысле принципиально отличается. В стране, где репатрианты из СНГ составляют около 16% населения, сложилась мощная институциональная инфраструктура "русской" общины, которая является одним из важнейших факторов политического процесса в стране.Таким образом, между "русской" общиной и непосредственно властью в Израиле уже нет "нужных" лоббистов, которые "преломляют" интересы общины в определенном идеологическом русле.В результате, со времен последней крупной алии 1990-х „русские” являются „ключевым” элементом практически каждой избирательной кампании. Фактически от них зависит, правым или левым будет следующий Кнессет. Как недавно метко отметило ведущее израильское издание Haaretz, в Израиле нет ни одной партии, которая могла бы прийти к власти без поддержки "русских", а представители разных партий с напряжением наблюдают за тем, что происходит на "русской улице". Особенно показательной становится картина, если взглянуть на статистику."Ключевой" электорат и электоральные манипуляцииПо данным из различных источников, в частности, из уже упомянутого портала IzRus, численность русскоязычных репатриантов, обладающих правом голоса, колеблется от 750 (оценка упомянутого З.Ханина) до 850 (оценка израильской Центральной избирательной комиссии) тысяч. Это составляет 27-30 мандатов 120-местного израильского парламента.Реально же, из-за относительно низкой явки, по сравнению с ультраортодоксами или арабами, "русские" получают почти на 10 мандатов меньше (от 18 до 21). Однако даже этого количества достаточно, чтобы склонить чашу весов как в сторону правых, так и левых.Понимая это, политические силы разных спектров в ходе избирательных кампаний пытаются максимально использовать "русский" электорат в своих корыстных целях. Разумеется, легче всего это сделать правым.

Во-первых, подавляющее большинство из "русского миллиона" живут на территории за т.н. "зеленой чертой", на Голанах, в сопредельных с Ливаном Галилее и сектором Газа Сдероте или Ашкелоне. Очевидно, что люди, живущие на палестинских территориях или вблизи границы с Ливаном или сектором Газа, всегда будут настроены более радикально, нежели жители относительно благополучного Тель-Авива и его окрестностей.Во-вторых, "русским" евреям во времена их "прошлой жизни" в Советском Союзе прививали стойкую антипатию к либеральным идеям. Более того, в либеральной среде распространено мнение, что именно выходцы из СССР - "самые агрессивные", т.к. не смогли приспособиться к новой жизни в Израиле из-за "русско-советского" мышления, а также "забрали с собой в Израиль троцкистско-сталинскую жестокость".В-третьих, по данным соцопросов, почти половина русскоязычного электората, будучи далека от правых взглядов, по привычке голосует за правые "Наш дом - Израиль" или же "Ликуд", поскольку не видит никакой иной альтернативы.

И вот здесь, как полагают многие аналитики, и возникла идея отобрать голоса у явного фаворита нынешней избирательной кампании – блока "Ликуда" и "Нашего дома – Израиль" (т.н. "Ликуд-Бейтейну") при помощи создания очередной "приманки" для русскоязычного электората страны. На сей раз это, очевидно, партия "Ха-Исраэлим" Д.Кона.

К тому же в размывании голосующего по привычке за правые партии "русского" электората Израиля на нынешнем этапе крайне заинтересованы и за пределами страны. В первую очередь, в Вашингтоне.В свете вполне вероятного потепления отношений между США и Ираном, наверняка в Белом доме не в восторге от укрепления позиций "ястребов" из правого блока "Ликуд-Бейтейну", которые будут и дальше без конца "шантажировать" Вашингтон нанесением авиаударов по иранским ядерным объектам.Судя по тому, что в последние недели отмечается устойчивая тенденция к некоторому снижению рейтинга блока "Ликуд-Бейтейну", кампания по "оттягиванию" голосов "русской" алии дает свои результаты.А это значит, что израильский "русский миллион", имея потенциал вершить судьбу страны, вновь рискует стать орудием очередной электоральной интриги.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке