Приговоренные к ненависти?
Фото: Движение Арвут
Приговоренные к ненависти?

Мы все еще рассказываем себе сказки о том, что наша борьба с врагами  – это часть общего сражения, которое разворачивается между Востоком и Западом. Мы все еще верим в то, что "свободный" мир прозреет и признает нас своим форпостом в логове стервятников. Но правда уже выходит на свет: чем бы ни закончился конфликт цивилизаций, к нам они питают одинаковое чувство. И это отнюдь не любовь.

Не было еще народа, который наступал бы на одни и те же грабли с таким отчаянным постоянством. Правда, и возможности такой никому не представлялось – история всегда была строга к двоечникам. Но евреи за последние два тысячелетия, воистину, поставили рекорд твердолобости.

Между прочим, на иврите это качество нашего народа называется несколько иначе – "твердым затылком" – и упомянуто еще в Торе. Одна из граней этой "черепной аномалии" такова: в своих скитаниях по миру мы каждый раз упорно надеялись, что наши заслуги оценят по достоинству. И каждый раз непритворно удивлялись запретам, гонениям, погромам, изгнаниям и смертям всех сортов.

На самом деле, за тысячелетия мало что изменилось. Римляне бросали нас семьями на арены со львами, а немцы – в газовые камеры. Согласитесь: сходное отношение – только реализовано по-разному. А вообще, к нам применялись все способы умерщвления, которые изобретало человечество, – при всеобщем молчаливом, а то и демонстративном согласии.

Сегодня на очереди  – атомная бомба, и опять-таки, в который раз, "прогрессивный мир" отказывается даже просто осудить тех, кто открыто призывает стереть нас с лица земли. Скорее напротив, мир понимает подобные настроения и в какой-то степени сочувствует им. К примеру, Кеннет Рот, возглавляющий правозащитную организацию Human Rights Watch, не считает призывы к убийству евреев подстрекательством к геноциду, потому что "никто не действует в соответствии с ними". Следуя этой логике, надо сначала дождаться реального геноцида и тогда уже осудить его инициаторов – постфактум.

Но за что нас так не любят? Мы всегда приносили намного больше пользы, чем вреда. Расцвет народов и целых цивилизаций не раз был делом наших рук. Мы дали миру культуру, монотеизм, мораль, выходные в конце концов. Мы всегда с лихвой оплачивали свое проживание во всех странах. Чем же мы им не угодили?

Ответ на этот вопрос искали лучшие головы человечества: мыслители, философы, ученые, писатели, политики, социологи. Искали и не находили. Можно рационально обосновать каждый отдельный случай, но общая тенденция остается необъяснимой, иррациональной, несмотря на то что была предсказана тысячи лет назад.

Возможно, именно эта мнимая непостижимость заставляет нас игнорировать очевидное и отворачиваться от фактов? Возможно, на подсознательном уровне мы чувствуем правильный ответ, но он настолько не соответствует нашим ожиданиям, что мы предпочитаем снова и снова попадаться в одни и те же ловушки? Возможно, народ, столько давший миру, не хочет признать, что миру нужно совсем не это?

Давайте отдадим себе отчет: истина далеко не так радужна, как мы себе представляем. После всех наших "благодеяний" человечество все равно оказалось в тупике: природа загублена неуемным потребительством, сотни миллионов голодают, а продовольствие все дороже год от года, миллиарды живут в нищете, уровень жизни в западных странах падает, институт семьи распадается, вседозволенность и "поп-культура" убивают последние остатки нравственности, во всех сферах превалирует корысть и денежный расчет, человеческие отношения проникнуты ложью и лицемерием, социальное неравенство постоянно растет, религиозный фундаментализм стремительно набирает силу… И почему-то во всем этом винят нас:

– Это вы несете миру зло. Это вы навлекаете на него беды.

Некоторые говорят это открытым текстом, но еще важнее то, что огромные массы людей так думают и чувствуют, даже без всякой пропаганды – нутром.

– Но ведь были и хорошие вещи!

Нет, о хорошем  они почему-то не вспоминают, словно весь наш исторический вклад – нечто само собой разумеющееся, а то и вовсе, ненужное.

Пора изучить  реакцию народов и извлечь  из нее уроки. Никакие призывы  к объективности нам не помогут. Как бы ни стремились евреи демонстрировать дружелюбность, народы видят в этом фальшь и лицемерие.

– Но мы же согласились на ваши требования!

– Вы причинили зло.

– Но мы же пошли вам навстречу!

– Вы причинили зло.

Казалось бы, это так очевидно: завтра воинствующий фундаментализм "проглотит" Израиль, а послезавтра перекинется на западные страны. Но нет, Запад заигрывает с этим зверем, предоставляет ему свободу и даже поощряет его – как будто ждет расправы с нами, прежде чем признать угрозу.

Скажете, чересчур пессимистично? Но от фактов не отмахнешься: на нас со всех сторон накатывают волны исламизации, и однажды они перехлестнут через забор безопасности, сколько бы мы его не укрепляли. Известный блоггер Алекс Тарн посвятил этой теме статью под названием "Не только наша война". Обрисовав складывающуюся сегодня мрачную картину, он задается вопросом: "Возможен ли выход из этой безвыходной ситуации?" – и, не находя выхода, предлагает "запастись терпением".

Ребята! Мы же умные  люди! За нами – опыт тысячелетий. Мы уже все прошли, все повидали. Причем тут терпение, когда надо, наконец, докопаться до причин, чтобы дело не кончилось очередной катастрофой. Мы не раз пробовали "перетерпеть" – и в итоге всегда проигрывали. Так неужели и сегодня мы добровольно отправимся на ту же бойню? Сколько можно бежать от настоящего анализа, от решения, от самих себя? Сколько можно избегать ключевого вопроса: чего им на самом деле от нас надо?

Если бы нас  просто хотели уничтожить, это сделали  бы уже давно. Однако все сложнее: история держит нас на огне, но не сжигает, возводит на эшафот, но в последний момент прерывает экзекуцию, чтобы возобновить ее в другой сцене с новым антуражем.

И вот, наконец, мы вернулись на свою землю. "Значит, есть и логика, и смысл" – вы правы, Алекс. Но теперь нам пора отыскать этот смысл, иначе возвращение обернется бедой – о чем, кстати, нас тоже предупредили уже давно.

Нельзя тысячелетиями  отворачиваться от претензий мира, потрясая списком своих заслуг. Не может быть случайным все то, что нам довелось пережить и перетерпеть. Не будет случайной и новая беда, если мы не сумеем предотвратить ее. Сегодня, как это уже не раз бывало, прямо у нас на глазах выстраиваются предпосылки очередной большой резни.

Так не будем  же уповать на чудо. Нас не перестанут ненавидеть только потому, что мы хотим спокойствия. Мир все равно потребует от нас ответа. Миру нужно то, что мы до сих пор ему не дали. Все остальное он принимает как "откаты", но терпение его истощается. Ведь он ждет от нас не просто помощи на тернистом пути, который то и дело заводит в тупик, а настоящего прорыва, спасения от всех бед. Другим он позволил бы платить "по сходной цене", но к нам отношение особое: "Или все, или ничего. Или вы действительно станете "светом для народов", или мы погрузим вас во тьму".

Как ни странно, об этом пишут даже самые ярые антисемиты. Они признают за нами эту возможность принести миру счастье. И в чем бы они нас ни обвиняли, на самом деле за всеми их безумными наветами лежит одно безотчетное, непоколебимое ощущение, один самый главный вопрос: "Нам плохо из-за вас. Почему вы не делаете того, что должны сделать?"

Ради собственного благополучия нам пора подумать над  ответом. В нас, и только в нас  есть нечто такое, что позволяет выживать вопреки всему, интегрироваться в любые культуры, справляться с любыми обстоятельствами, расставаться, но быть вместе, рассеиваться, но не растворяться. Как искры угасшего костра, мы разлетелись по миру, погрузились в пепел – но не потухли, не умерли, сохранили свое тепло и, после долгой непроглядной ночи, вновь замерцали, озаряя мрак.

Вот что нужно  от нас миру – эта нетленность, эта связь с чем-то вечным, немеркнущим, негасимым. На ее фоне все прочие "дары" кажутся подачками, ханжеством, наглым обманом. И потому нас не оставят в покое. Слишком велики притязания народов, пускай неосознанные, но жгучие в своей неутоленности. Никто не согласится на компромисс, когда его лишают самого важного, самого дорогого, что только может быть в жизни. Такое невозможно забыть или простить.

И тем беспощаднее ненависть людей, чем меньше они сознают и понимают, чего именно лишены. Эта невнятность, недосказанность поднимает со дна лютую, поистине звериную злобу, срывающую все запоры, готовую прикрываться самыми нелепыми измышлениями, либо не прикрываться ничем. Думаю, каждый из нас на уровне генной памяти чувствует, чтó это такое.

А что же мы? Мы по-прежнему надеемся на хороший исход, не имея для этого никаких оснований. По сути, мы надеемся на чудо! Но, в конце концов, даже чудо надо заслужить.

Что мы сделали для решения проблемы антисемитизма? Ничего. Мы бросаемся цитатами, выдернутыми из Танаха, справедливо негодуем, причитаем, огрызаемся, "космополитствуем", однако мы так и не удосужились заглянуть в корень и найти подлинные причины всеобщей ненависти. Ослепленные небывалыми масштабами своих страданий, мы предпочитаем поменьше думать об этом, чтобы не портить себе аппетит. Вместо здравого анализа, мы выбираем "терпение", а по сути, смирение с "неизбежной" развязкой. Посмотрите, как легко мы согласились с тем, что всю оставшуюся жизнь нам придется провести под "железным куполом", который, конечно, выручит, но уж точно не спасет.

Мудрый народ, переживший столько врагов, не решается проявить мудрость в главном – в разрешении своего исконного противоречия со всем миром. Разве не удивительно? Наш "твердый затылок" как будто ничуточки не смягчился под градом ударов.

Или история все же не прошла зря? Может быть, внутренне мы уже готовы извлечь из нее уроки, разглядеть ее подсказки, последовать ее советам? Может быть, мы наконец-то созрели для пробуждения навстречу первым проблескам зари?

Давайте поговорим об этом через неделю.

counter
Comments system Cackle