Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Мнения

А
А

Заложники навсегда

Израильский план возведения 3000 единиц жилья в Восточном Иерусалиме, Иудее и Самарии международное сообщество сочло "наказанием" палестинцев.

23.12.2012
Источник:MIGnews.com
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Израильский план возведения 3000 единиц жилья в Восточном Иерусалиме, Иудее и Самарии международное сообщество сочло "наказанием" палестинцев за повышение статуса в ООН. 14 из 15 стран в СБ ООН проголосовали за осуждающую резолюцию, указывающую, что это решение "ставит под угрозу перспективу создания суверенного и жизнеспособного палестинского государства". США выступили против резолюции, но представитель Госдепа США Виктория Нуланд раскритиковала Израиль.

ООН никогда не признавала права Израиля создавать поселения на контролируемых территориях, где сегодня проживает около полумиллиона евреев. Статус большинства этих территорий не урегулирован и израильским законодательством. Официально аннексированы только Восточный Иерусалим и Голанские высоты, но международное сообщество не считает эту аннексию законной, ссылаясь на Женевскую конвенцию 1949 года. Она запрещает перемещать гражданское население на оккупированную территорию, однако Иудея и Самария не являлись частью другого государства, а потому не могут считаться оккупированными.

Надо отметить, что на Западе поселениями называют все еврейские населенные пункты за линией прекращения огня 1949 года, включая основанные еще до создания государства Хеврон, Кфар-Даром и другие, а также поселения на Голанских высотах и ряд районов Иерусалима. Само понятие "поселение" появилось в 1974 году, когда арабский мир объявил нефтяное эмбарго странам, не осудившим незаконность "израильских поселений на оккупированных территориях". Тогда же западные политики и СМИ стали использовать вместо библейских названий Иудея и Самария термины "Западный берег" и "Предиорданье".

Первые поселения после Шестидневной войны возникали в тех местах, где евреи жили до 1948 года. Обычно это была инициатива самих поселенцев, которая позже получала одобрение правительства. До Войны Судного дня (1973 г.) в Самарии еврейских поселений не было вообще. Правительство Голды Меир их не одобряло, хотя еще в 1969 году был принят план Игаля Алона по формированию обороноспособной восточной границы, который предусматривал создание линии поселений в Иорданской долине, Иудее и Самарии. После окончания войны Голда Меир не разрешила основать еврейское поселение возле Шхема. Незаконно возведенные там постройки несколько раз сносились. Только в 1975 году при активной поддержке министра обороны Шимона Переса началось строительство Кдумим – ныне старейшего поселения Самарии.

Не только Перес, но и другой будущий архитектор "архитектор Осло", Ицхак Рабин, будучи премьером в 1976 году, поддерживал поселенческое движение, в частности, строительство поселка Ямит на Синае.

Палестинцы и израильские левые всегда пытались бороться со строительством поселений. В 1980 г. Верховный суд удовлетворил апелляцию о выселении поселенцев с частной палестинской земли в деревне Руджейб в Самарии. После этого почти все поселения создавались только на "ничейной" или выкупленной земле. Таким образом, их правовой статус часто сильнее, чем у многих населенных пунктов в пределах "зеленой черты", основанных на землях, покинутых арабскими беженцами.

1970-80 годы стал расцветом поселенческого движения. Его лидеры считали заселение всей территории Эрец Исраэль важнейшей миссией еврейского народа. В условиях дипломатического бойкота со стороны соседей, под постоянной угрозой новой войны, руководители государства видели в поселениях могучий стратегический и политический фактор. Моше Даян говорил: "Мы останемся в любом месте, где мы создадим форпост или поселение". Поселения имели статус приоритетных районов развития и целевое финансирование, их жители получали налоговые льготы.

Однако поселенческие планы так и не были осуществлены полностью даже во времена наибольшего благоприятствования. А вскоре политика поменяла курс. Вместо провозглашенного Моше Даяном лозунга "Лучше Шарм-аш-Шейх без мира, чем мир без Шарм-аш-Шейха" начал действовать принцип "территории в обмен на мир". В 1981 году Египет получил обратно Синай, отказавшись от претензий на сектор Газа. Поселения Газы и Северной Самарии были эвакуированы в 2005 году, на этот раз в рамках одностороннего размежевания. Каждый раз поселенцы пытались сопротивляться, обвиняли власти в предательстве, но караван шел дальше.

Строительство в поселениях за "зеленой чертой" впервые было заморожено в 1992 году правительством Рабина-Переса. Позже это решение отменил Б.Нетаниягу. Пришедший ему на смену Э.Барак был готов эвакуировать поселения, но не препятствовал их расширению, чтобы не разрушить коалицию. Новое правительство во главе с А. Шароном ввело ограничение на строительство поселений и отменило налоговые льготы для их жителей.

В 2010 году Нетаниягу в качестве жеста доброй воли объявил 10-месячный мораторий на строительство поселений. Его отмена по окончании периода вызвала бурное негодование палестинцев. Хотя все соглашения между Израилем и ПНА указывают, что вопрос поселений должен рассматриваться в ходе переговоров о постоянном статусе, палестинская сторона настаивает на прекращении строительства в поселениях как необходимом условии начала переговоров.

В использовании строительства в поселениях для поощрения и наказания палестинцев нет ничего нового. Впервые это сделал И.Рабин в 1975 году. После признания ООН Организации освобождения Палестины во главе с Арафатом правительство Рабина приняло решение об основании города Маале-Адумим к востоку от Иерусалима.

На примере Рабина, Переса, Шарона интересно наблюдать, как меняются взгляды и поведение руководителей государства в зависимости от политической ситуации и сиюминутных интересов. Ариэль Шарон в 1977 году выдвинул программу заселения Иудеи и Самарии, согласно которой их еврейское население должно было достичь двух миллионов человек. В 1981-м он руководил эвакуацией Ямита. В конце 1980-х – начале 1990-х годов Шарон, занимая посты министра сельского хозяйства и строительства, оказывал огромную поддержку поселенцам. Но в 2003 году именно он инициировал программу одностороннего размежевания.

Так можно ли говорить, что прежде поселенчество было государственной политикой и идеологией, а теперь стало фактором давления на палестинцев? Увы, поселенцы всегда были заложниками и инструментами в руках у власти. Такая же судьба, очевидно, ждет и тех, кто поселится в квартирах, ныне утвержденных для строительства.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке