Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Мнения

А
А

"Зеленая улица" или постоянная стратегия?

Противники сделки по Шалиту утверждают, что обмен израильского капрала на тысячу террористов дал "зеленую улицу" новым похищениям. О том, что Шалит не будет последним заложником, взахлеб говорят и хамасовские лидеры.

23.10.2011
Источник:MIGnews.com
Zahav.ru

Читайте также

Противники сделки по Шалиту утверждают, что обмен израильского капрала на тысячу террористов дал "зеленую улицу" новым похищениям. О том, что Шалит не будет последним заложником, взахлеб говорят и хамасовские лидеры. Но нуждаются ли террористы в дополнительном стимуле для того, чтобы продолжать стратегию похищения израильских граждан? Для палестинских экстремистов такие акции являются не только инструментом для освобождения заключенных - это лишь верхняя, пропагандистская часть айсберга. Они помогают группировкам повысить свой рейтинг в глазах спонсоров, привлечь к себе внимание международных кругов, а главное – оказывают психологическое давление на народ и правительство Израиля. Бурные споры вокруг каждой обменной сделки наносят едва ли не меньше вреда еврейскому государству, чем освобожденные террористы.

Еще в 2002 году, задолго до захвата Гилада Шалита, ХАМАС издал брошюру с подробной инструкцией к похищению израильских солдат. В ней, например, говорилось о том, что переговоры об освобождении заключенных должны вестись независимо от того, удастся ли сохранить пленников в живых.

В 2005 году лидер Хизбаллы Хассан Насралла назвал похищение израильских граждан "правом и обязанностью" своих соратников.

В марте 2006-го израильские СМИ сообщили, что планы захвата наших граждан, в первую очередь пограничников, разрабатывают боевики "Глобального джихада", базирующегося в Синайской пустыне.

Уже в мае 2011-го глава политбюро ХАМАСа Халед Машаль пригрозил новыми похищениями, если Израиль будет тянуть с обменом заключенных на Шалита.

В прошлом у Израиля был опыт отказа от переговоров с террористами, однако вряд ли можно назвать его удачным. Так было при захвате лайнера "Сабена" в аэропорту Бен-Гурион (1974), школы в Маалоте (1974), гостиницы "Савой" в Тель-Авиве (1975), самолета "Эйр Франс", посаженного в Уганде (1976). Для освобождения заложников использовали штурм, который приводил к жертвам среди пленников и израильских коммандос. Даже во время легендарной операции "Энтеббе" было убито трое и ранено 10 заложников, погиб подполковник Йонатан Нетаньяху и пятеро бойцов получили ранения. В Израиле не слишком широко освещался также тот факт, что сотни кенийцев были убиты в Уганде в отместку за помощь Кении израильским военным.

Считается, что непреклонность Иерусалима заставила террористов отказаться от массовых захватов заложников. В той же мере можно отнести эту заслугу на счет усиленной охраны границ и аэропортов в Израиле и во всем мире. Но похищения продолжались. В 1994 году солдат Нахшон Ваксман был похищен и спрятан на Западном берегу. Израильские власти не пошли на обменную сделку и попытались освободить пленника. Во время штурма Ваксман был застрелен террористами; погиб также командир подразделения капитан Нир Пораз.

Порой террористы убивали заложников сразу, не выдвигая требований. Так погибли поселенец Давид Манус в 1983 году и военнослужащий Акива Шалтиэль в 1986-м. В 1989 году был похищен солдат Илан Саадон. Его тело нашли только семь лет спустя. В 2001 году та же судьба постигла поселенца Рони Сала, вывезенного в Газу и там убитого.

В том же году террористка ФАТХа Амана Муна с помощью интернет-переписки заманила 16-летнего ашкелонского школьника Офира Рахума в Рамаллу. Сообщник Муны не смог заставить подростка выйти из машины и застрелил его.

Чаще всего заложники погибают из-за того, что террористам трудно доставить их живыми в укрытие, недосягаемое для израильской армии. Как показала история Нахшона Ваксмана, на Западном берегу такого места нет. Поэтому основной "группой риска" были солдаты и поселенцы в Газе, а также военнослужащие на границе с Ливаном. Но после окончательного этапа размежевания в Газе не осталось евреев, а с введением блокады Газы переправлять заложников в сектор стало уж вовсе проблематично. И тем не менее, попытки похищения не прекращались, независимо от того, велись или приостанавливались в это время переговоры по Гиладу Шалиту. Захватить израильтянина, живого или мертвого, всегда считалось высшей доблестью "борцов с оккупацией".

Так, почти одновременно с Гиладом пропал 18-летний Элиягу Ашери из поселения Итамар. Он был убит выстрелом в голову через несколько часов после похищения, а его тело спрятано возле Рамаллы. Примерно в это же время террористы пытались похитить двух школьниц на тремпиаде в районе Ариэля. Девушек спасло появление автомобиля с вооруженным офицером. В июле 2006 года израильские спецслужбы арестовали палестинку Футну Абу Айяш, которая планировала теракты с похищением израильтян.

В феврале 2007 года трое террористов ХАМАСа на машине с израильскими номерами пытались взять заложника на тремпиадах возле перекрестка Тапуах, но были задержаны.

Боевики Хизбаллы несколько раз захватывали израильских солдат на ливанской границе, но не могли или не считали нужным сохранить им жизнь, ведь израильтяне готовы были выкупать даже мертвых. Было также совершено несколько попыток похищения израильских бизнесменов и дипломатов за границей – они особенно активизировались после ликвидации Имада Мугние. Наиболее опасными регионами для израильтян считаются мусульманские страны, Африка и Южная Америка. Например, в Венесуэле Хизбалла и Корпуса стражей исламской революции (КСИР) при участии местных жителей сформировали специальную группу для похищения израильских бизнесменов.

В 2008 году неизвестная организация захватила израильского предпринимателя в Нигерии. Израилю стоило большого труда убедить бандитов не передавать его "Хизбалле". Уже потом были предприняты шаги по его освобождению.

В 2008 году в Израиле был задержан житель Рафиаха, который собирался похитить солдат, заманив их обещанием дешево продать наркотики.

В 2009-м двое хамасовцев были застрелены при попытке похищения военнослужащих.

В августе 2010-го израильским спецслужбам стало известно, что руководство ХАМАСа в Дамаске требует от своих активистов захвата солдата или поселенца. Речь шла о "краткосрочной акции", то есть о быстром уничтожении заложника. Такие акции проводятся не для обмена, а с целью запугивания израильтян.

Таким образом, в нынешних угрозах нет ничего нового. Террористы никогда не отказывались от идеи похищать израильских граждан, и прежде всего - военнослужащих. Этому в немалой степени способствует негласно принятое в международном сообществе мнение о том, что пленение солдата - не терроризм, а легитимная военная операция. За такой подход один из главарей Комитетов народного сопротивления открыто поблагодарил Запад после похищения Шалита.

Сегодняшние агрессивные лозунги ХАМАСа, возможно, помогут миру увидеть истинные цели экстремистов. В очередной раз показали свое настоящее лицо и израильские арабы, организовав около тюрьмы "А-Шарон" демонстрацию с призывами продолжить похищения и освободить остальных террористов. Что касается израильского правительства, то оно, приняв спорное решение по обмену, не должно идти на дальнейшие уступки, а именно – ликвидацию КПП, ослабление блокады Газы и отказ от точечных ликвидаций. Это наиболее действенные меры для защиты наших граждан от похищений и терактов.

Ирина Петрова

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке