Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Внутриизраильское государство харедим

Неравномерное распределение экономического бремени и гражданских обязанностей не может не вызывать недовольства и возмущения со стороны светского сектора.

30.09.2012
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Профессор Соломон Яковлевич Лурье был одним из крупнейших советских исследователей античного мира и Древней Греции. Этот талантливый историк и филолог оставил свыше 200 научных работ, в том числе более двадцати монографий. В 1922 году в Петрограде вышла книга Соломона Лурье “Антисемитизм в древнем мире”, в которой автор дал краткий обзор существующих в науке объяснений происхождения антисемитизма и сделал свои выводы о причинах этого явления. Книга была задумана в 1914-1915 гг. вследствие обострившегося в России антисемитизма. Еще до написания книги автору, как он пишет в предисловии книги, было ясно, что “антисемитизм - явление не случайное, что оно коренится в разнице между всем духовным обликом еврея и не-еврея”. Будучи специалистом античного мира и Древней Греции, Лурье увидел, что данные эллинистической эпохи подтверждают те выводы,  которые он сделал, наблюдая современность, и это дало ему возможность приступить к написанию книги.

Главные выводы, сделанные Соломоном Лурье в этой книге, можно сформулировать следующим образом

1. Евреи не лучше и не хуже других народов, и поэтому объяснять антисемитизм тем, что евреи много лучше или много хуже других неверно.

2. Так как везде, где только ни появляются евреи, вспыхивает и антисемитизм, то напрашивается вывод, что антисемитизм возник не вследствие каких-либо временных или случайных причин, а вследствие тех или иных свойств, постоянно присущих еврейскому  народу.

3. Постоянной причиной, вызывавшей антисемитизм, по мнению Соломона Лурье, была  та особенность еврейского народа, вследствие  которой он, будучи разбросанным по  всему  миру, не имея ни своей территории, ни своего языка, принимая живейшее участие в жизни новой родины и отнюдь ни от кого не обособляясь, тем не менее, оставался национально-государственным организмом. Евреи, в силу своей особой истории, имеют важную особенность – национальная общность евреев определяется не языком и территорией, как у многих других народов,  а, главным образом,  их самосознанием.

4. Пропаганда евреями своей религии вела к разрушению традиционного уклада тех стран, где они жили, и, поэтому, это усиливало антисемитизм патриотически настроенных граждан. Согласно Лурье, покушение на "священные устои" античного  общества еще более углубляло антисемитские настроения верного традициям ядра общества. У евреев диаспоры, как отмечает Соломон Лурье, было “своеобразное отношение к местному закону и государственности”.  Это отношение явилось результатом “двойного подданства” евреев, необходимости соблюдать часто взаимно противоречащие моральные требования еврейского и местного закона. К этим особенностям еврейской морали националистически настроенные граждане античных государств не могли относиться равнодушно, особенности евреев вызывали у них недоверие и страх. Имеющее оборонительный характер еврейское сплочение превращается в глазах “хозяев” в объявивший войну всему миру “всесильный кагал”.

5. Евреи всегда старались по возможности устраиваться так, чтобы иметь собственное общинное устройство и жить по своим законам. Там, где это не удавалось юридически, так было фактически, так как “государственный принудительный аппарат не в состоянии был сделать брешь в прекрасно закаленной психологии евреев”.  Сохраняя свое национальное сознание и ощущая себя национально-государственным целым, евреи представляли собой государство внутри государства, и вызывали, тем самым, у народов, среди которых они жили, ненависть и враждебность, порождая явление антисемитизма. Это еврейское государство без территории, эта сплоченность, солидарность и тесная кооперация вызывали сильнейшее недоверие и страх в античном обществе.

Актуальность книги Лурье и его выводы не потеряли свое значение и в наши дни не только потому, что антисемитизм до сих пор остается существенным фактом современного мира и споры о причинах происхождения антисемитизма продолжаются, но еще и потому, что выводы и утверждения Лурье помогают понять явления, происходящие в современном израильском обществе.

Израильское общество является крайне неоднородным, многокультурным и состоит из различных секторов. Ценности, идеалы и стиль жизни представителей различных израильских секторов сильно разнятся. Однако, из всех израильских секторов наиболее обособленным является ультрарелигиозный сектор - так называемые харедим. Харедим  и подавляющее большинство остальных израильтян по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения.  Представители этого сектора сильно отличаются по складу мышления, уровню образования и жизненным установкам.

Особенно большое отличие имеется между ультрарелигиозным и светским секторами. Ценности, имеющие первостепенную важность для представителей светского сектора, играют незначительную роль в жизни харедим. Если для светских израильтян важны, прежде всего, еврейское демократическое государство, либеральные ценности, права человека, то для харедим самыми важными являются предписания Торы и Талмуда. В подтверждение выше сказанного, можно привести цитату из статьи известного философа-теолога, специалиста по иудаизму Арье Бараца “Сегодня вопрос несовместимости культур светского и религиозного еврейства столь же неразрешен, как и в самом своем истоке, сегодня он так же головоломен, как и в момент своего возникновения… Но по большому счету, светский мир и сегодня презирает остающееся "мумией" религиозное общество, которое со своей стороны презирает "европейские ценности", видя в них подлог и угрозу еврейству. Иудаизм не впустил в себя секулярную духовность, которая и сама по-прежнему ему глубоко враждебна. По большому счету оба мира остаются и сегодня в Израиле так же непроницаемыми друг для друга, как два века назад в Германии”. (“Мессианская миссия“). Действительно, духовный облик ультраортодоксальных евреев почти не изменился за последние столетия. Этот неизменный духовный облик, который является по Лурье константой, ведет, если и не к разрушению государственных устоев, то к противостоянию ультрарелигиозного сектора еврейскому светскому государству.

Как бы это ни казалось нам странным, но с частью израильского религиозного сектора происходит, с небольшим отличием, то же, что происходило с евреями диаспоры во все времена и во всех странах, где они жили. Их взаимоотношения с израильским государством во многом повторяют взаимоотношения евреев диаспоры с государствами античного мира, как это описывает Лурье в своей книге. Эта часть религиозного сектора, так же, как и евреи диаспоры, представляет собой в некоторой мере государство в государстве. Так же как и евреи диаспоры, эти израильские харедим имеют как бы “двойное подданство”. И так же, как евреи диаспоры имели “своеобразное отношение к местному закону и государственности”, часть харедим имеет своеобразное отношение к израильским законам и к израильской государственности. И для израильских харедим соблюдение заповедей и законов Торы есть требование нравственного долга, тогда как соблюдение государственных законов вызывается только, как и для евреев диаспоры, прагматическими соображениями и потребностями общежития.

Израильские харедим имеют свою систему образования, а указания рава и его авторитет стоят выше решений и авторитета таких государственных учреждений, как Кнессет и Верховный суд. Как и евреи диаспоры античного мира, харедим стараются по возможности устраиваться так, чтобы иметь собственное общинное устройство и жить по своим законам. А где это не удается юридически, это имеет место фактически, так как и израильский “государственный принудительный аппарат не в состоянии сделать брешь в прекрасно закаленной” психологии ортодоксов, которая мало чем отличается от психологии евреев диаспоры. Поэтому, значительную часть израильского религиозного сектора можно рассматривать как самостоятельный государственный организм внутри государства.                

Так же как в диаспоре в националистически настроенных и верных традиции кругах возникало враждебное отношение к евреям, в Израиле у светских граждан появляется аналогичное враждебное отношение к ультрарелигиозному сектору. Подобно тому, как это происходило в диаспоре, в современном Израиле к особенностям ультрарелигиозного сектора многие светские граждане не могут относиться равнодушно. Эти особенности вызывают у них недоверие. Часто просто оборонительный характер ультрарелигиозного сектора и его партий превращается в глазах некоторых светских израильтян в объявление войны. Это доказывает верность утверждения Соломона Лурье о том, что причиной враждебного отношения к некоторой группе со стороны остального населения является та особенность, вследствие которой эта группа, даже если она не отличается от основной части отдельной территорией и другим языком, представляет собой самостоятельный государственный организм.

Если светские израильтяне часто не могут равнодушно относиться к харедим, то и харедим относятся к светским далеко не всегда дружелюбно, а иногда даже они испытывают к светским израильтянам те же чувства, что испытывали евреи диаспоры к неевреям-гоям. Например, в телевизионном репортаже с одной из улиц города харедим Бней Брака, светский журналист обратился к мужчине средних лет, в черном костюме и с длинными пейсами, желая задать ему вопрос. При обращении журналист использовал очень распространенную в Израиле форму – “Послушай брат …”. На что религиозный мужчина отрезал: “Ты мне никакой не брат”.

Есть и своя израильская специфика в отношениях государства и светских израильтян с харедим. Если во всем мире в диаспоре религиозные евреи всегда работали и продолжают работать, зарабатывая на жизнь своих семей, то в Израиле многие харедим не работают. Харедим получают от израильского государства существенную материальную помощь, но они не несут экономическое бремя в равной мере с остальными гражданами. Ультрарелигиозный сектор, состоящий в подавляющем большинстве из многодетных семей, имеет различные льготы, пользуется, как и все другие израильтяне, услугами больниц и медицинских учреждений, но при этом значительная часть представителей этого сектора не платит налоги наравне со всеми. Таким образом, в Израиле враждебность светских граждан к харедим вызывается еще и экономическими причинами – многие харедим живут за счет светских граждан. Неравномерное распределение экономического бремени и гражданских обязанностей таких, как служба в армии между ультрарелигиозными и светскими израильтянами не может не вызывать дополнительного недовольства и возмущения со стороны светского сектора.

Фактическое признание за государством харедим права на существование, трудное дело урегулирования его отношений с светским государством – это вопрос, к серьезному решению которого не приблизилось еще ни одно из израильских правительств. Разница ритмов жизни, стремлений и целей двух различных частей одного общественного организма может привести к трагическим последствиям, так как конфликты, возникающие между светским и ультрарелигиозным секторами, сложно свести к компромиссу, и поэтому очень трудно найти приемлемое для конфликтующих сторон решение. Затягивание решения этого сложнейшего вопроса может привести в будущем к опасному внутриизраильскому конфликту. Возможно, что от решения этой проблемы, будущее израильского государства зависит в еще большей степени, чем от решения израильско-палестинского конфликта.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке