Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Кто спасет государство Израиль?

В начале 80-х годов Иерусалим был городом гораздо более ярким, чем Тель-Авив. Однако будущее этого города уже просматривалось довольно явно.

21.09.2012
Источник:Курсор
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В начале 80-х годов Иерусалим, по разным параметрам, был городом гораздо более ярким и жизнерадостным, чем Тель-Авив. Однако будущее этого города уже просматривалось довольно явно.

Иерусалимский еженедельник "Коль-хаИр" публиковал в канун праздника Рош-ха-Шана городскую статистику, включая число приступивших к занятиям учеников первых классов начальной школы. Таким образом, из года в года все яснее вырисовывалась однозначная картина будущего: постоянно растущее религиозно-ультраортодоксальное, радикально настроенное большинство. Так начиналась трансформация - от маленьких "хедеров" к погромам на площади Кикар Цион. Когда иерусалимцы стали осознавать необратимость этого процесса, небольшой человеческий ручей потек в сторону приморской равнины. Этот ручей спустя несколько лет превратился в нескончаемый людской поток – светские иерусалимцы начали массово покидать город. В Иерусалиме сохранились лишь небольшие островки либерализма, которые неспособны оказать какое-либо влияние на будущее города. То важное значение, которое Тель-Авив приобрел в жизни государства, в немалой степени связано с крушением либеральной жизни за пределами этого города. Именно это является основной причиной внутренней иммиграции многих израильтян в Тель-Авив.

И вот теперь по всей стране в первых классах ("алеф") начальной школы, где учатся дети, которых в Израиле определяют еврейскими, вновь формируется большинство. Речь уже не идет об одном лишь Иерусалиме. Речь идет о государстве Израиль в целом. Государство финансирует и субсидирует ультраортодоксальное образование, в рамках которого обучается все больше и больше детей. И не просто религиозное, а ультраортодоксальное. Большая часть маленьких детей обучаются ныне в раздельных классах – для мальчиков и для девочек. Эти дети почти не видят своих секулярных сверстников. Они получают ортодоксальное образование, пропитанное ксенофобным духом, экстремистское и антилиберальное по сути. Линч на площади Кикар Цион и вандализм в Латрунском монастыре – это прямой результат подобного воспитания.

Чем больше в обществе будет распространяться ощущение необратимости этого процесса, тем результаты этого осознания будут напоминать то, что произошло в Иерусалиме. На сей раз - в масштабах всего государства. Когда ощущение необратимости данного процесса укрепится (ежедневные погромы в Израиле, расистская атмосфера, продолжение оккупации, сжимающееся кольцо международной изоляции, сокрытие властями практических результатов происходящих изменений, усиливающееся запугивание населения "грядущим Холокостом", словно речь не идет о прямых результатах израильской политики, превращающей страну в прокаженное государство), когда все это усилится, нынешний ручей отъезжающих из страны превратится в мощный людской поток. То, что произошло в Иерусалиме, произойдет в Израиле. Либеральное население будет покидать страну в западном направлении.

Если немедленно не изменится вектор движения государства – описанный выше процесс неизбежен. В канун еврейского Нового года израильтяне получают очередные данные Центрального статистического бюро. Цифры скрывают правду. Арабские жители Восточного Иерусалима, не имеющие гражданства, включены в число граждан. Граница, все еще официальная, государства Израиль, называемая "зеленой чертой", игнорируется сотрудниками ЦСБ. Но никакое священное бюро статистики не в состоянии ввести нас в заблуждение, скрыть от нас то, что на самом деле означают "сухие" цифры.

Правые, призывающие к войне с Тегераном, пугают нас иранской бомбой, появление которой приведет к эмиграции наиболее прогрессивной части населения страны. Но настоящая бомба давно уже здесь. Не иранская, а израильская. Ксенофобная, радикальная, антилиберальная атмосфера, которая приходит на смену системе ценностей секулярного, либерального Израиля – уже в скором времени может привести к отъезду из страны лучшей, образованной, либерально мыслящей части израильтян.

Нет необходимости в массовой эмиграции для того, чтобы привести страну к необратимым изменениям. На заре гитлеровского режима Германию покинули около тысячи интеллектуалов – ученых, философов, еврейских либералов. В кратчайшие сроки центр всемирной науки переместился из Веймара в Америку.

Речь не идет о процессе, который находится в своей начальной стадии. Суть любого современного либерального государства (таковым было и классическое сионистское движение) заключается в противостоянии "церкви" и подчинении ее национальным, гражданским интересам. Современное либеральное государство продвигает и поддерживает прогрессивную систему образования - не религиозную, не ксенофобную. Современные национальные государства были созданы на платформе противостояния религии. Главнейшим действием такого государства является отделение образования (исследовательского, рационального, современного) – от религии и ее догматов. Можно изучать и исследовать религию, преподавать теологию. Но ни одно современное государство не позволяет религии, и, уж, конечно же, ее наиболее радикальным ответвлениям, проповедующим ксенофобию и экстремизм, брать под свой контроль систему образования. Не позволяет создавать на деньги секулярного государства теплицы невежества, в которых взращивают цветы зла.

Современные государства так себя не ведут. Но есть иные государства. Выбор этим странами противоположного направления определил их судьбу. В большинстве стран Ближнего Востока недальновидные секулярные правители вынесли себе и своим народам жестокий приговор. Слабый нерелигиозный режим купил себе временное политическое спокойствие путем финансирования колоссальной религиозно-радикальной системы образования. Только ради того, чтобы тамошние ультраортодоксы не мешали им (пока что) удерживать власть. Так, медресе за медресе, нерелигиозные государства были проглочены религией – от Афганистана до Египта. В Израиле это процесс еще более трагичен, поскольку в самом начале существования государства здесь не было значительного ультраортодоксального, населения. Невероятные тепличные условия, в которых были выращены наши отечественные цветы зла, ныне пожирающие Израиль, были созданы самим секулярным государством.

Мы приближаемся к опасной точке невозврата. Как только в обществе распространится уверенность, что ситуация необратима и нет более никакой возможности что-либо изменить, тут же начнется бегство из страны. Это приведет к быстрому разрушению того тонкого просвещенного слоя, на котором держится государство Израиль. Ближайшие выборы, по-видимому, последняя возможность остановить этот демографический и идеологический процесс, который душит Израиль. Мы уже сейчас наблюдаем, что происходит со свободными СМИ, ликвидация которых целенаправленно субсидируется. После прессы наступит черед самого Израиля.

Необходимые изменения должны носить характер кардинальный и абсолютный. В этом заключается главная трудность реализации такого рода задач. С другой стороны, в этом их преимущество. Заядлым курильщикам сложнее уменьшить количество потребляемых сигарет, чем полностью прекратить курение. Так, например, происходит после операции на сердце, когда врач заявляет пациенту, что кардинальное изменение образа жизни является условием продолжения этой самой жизни…

Речь не идет о легких изменениях, но существуют два фактора, которые могут способствовать их реализации. Первый фактор – результаты протестного движения, возникшего в последний год из-за экономического неравенства. А также движение секулярных граждан, служащих в армии, против несправедливого распределения гражданских обязанностей (призыв в армию ультраортодоксов). Мы говорим о попытке вернуть Израиль на путь современного развития, к истокам сионистского движения, которое было создано в качестве альтернативы религиозному экстремизму.

Второй фактор – это политическая и военная необходимость государства прекратить спартанское существование, базирующееся на ксенофобном сепаратизме в духе защитников древней Массады. Подобного рода политика грозит зажечь пламя религиозной войны в регионе. Опасность полного разрушения, к которому ведет религиозный радикализм (даже без военных действий), мы почувствовали совсем недавно: готовность правительства Нетаниягу подвергнуть риску жизненно необходимый стратегический союз с Америкой во имя радикальных идей и концепций.

В израильской политике существует сегодня следующий расклад: огромная часть общества, не объединенная структурно, не принадлежащая к праворадикальным и ортодоксально-экстремистским кругам. Ей противостоит праворадикальный, религиозный блок, который защищает расистский и неравноправный Израиль. Сионизм противостоял менее опасному религиозному мракобесию. На фоне усиливающейся реакции многие молодые израильтяне мечтают вернуться к истокам сионистского движения, к той концепции государства, о которой мечтали отцы-основатели: современный Израиль, стремящийся к равенству и достойной жизни для всех.

Это последняя возможность. Тот, кто сумеет преодолеть разногласия, добьется успеха. Нет места для прежних споров и личных конфликтов. Перед нами стоит двойная задача: высокий процент голосования и подлинное объединение сил после выборов. Для этого необходимо получить 61 депутатский мандат, который не относился бы к праворадикальному, религиозному блоку, пожирающему страну. Ципи Ливни, Эхуд Ольмерт, Эхуд Барак, Шели Яхимович, Яир Лапид, умеренные члены Ликуда, которые в состоянии осознать судьбоносность исторического момента - никого нельзя отвергать при условии, что тот готов мобилизовать все силы для спасения Израиля. Политический лагерь, представляющий различные взгляды – от центристов до левых. Лагерь, состоящий из тех, кто понимает, что речь идет о спасении страны; что без изменений Израиль, возрожденный сионизмом, перестанет существовать.

Эта задача вовсе не кажется невыполнимой. Право-религиозный лагерь получил 65 депутатских мест в 2009 году в результате низкого уровня голосования – таков был результат отчаяния, царившего среди тех, кто не поддерживает правые партии. Надежда на изменения, гражданский гнев, которые получили свое выражение в ходе протестных акций прошлого года, угроза разрушения, нависшая над демократическим светским Израилем, могут привести к высокой электоральной активности. Это может позволить (при помощи умеренных и либеральных политиков Ликуда) создать правительство, которое не является религиозным, ксенофобным, которое прекратит субсидирование экстремистских теплиц, душащих Израиль.

Сефи Рахлевски, "Гаарец"

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке