СССР планировал создать Палестинскую советскую социалистическую республику
Фото: Getty Images
СССР планировал создать Палестинскую советскую социалистическую республику

В феврале 1950 года заместитель постпреда Украинской ССР в Совете безопасности ООН сообщил Сталину, что осенью 1948 года один из советских представителей в этой международной организации планировал предложить Центральному комитету ВКП(б) пригласить палестинских беженцев поселиться в СССР. Идея заключалась в заселении беженцами одного из районов Средней Азии с целью создать там в будущем Палестинскую советскую социалистическую республику или арабский автономный округ.

На прошлой неделе специальная комиссия по рассмотрению статуса поселенческих форпостов под руководством бывшего судьи Эдмонда Леви постановила, что Израиль не является оккупирующей стороной в Иудее и Самарии. Что Западный берег никогда не был легитимной частью какого-либо арабского государства.

Общим между давней идеей советского представителя в ООН о расселении палестинцев вдали от родины и нынешней ратификацией израильской юридической комиссией факта отчуждения Палестины от ее арабских жителей является подход к "палестинской проблеме", который был всегда характерен как для мировых держав, так и для Израиля. Согласно этому подходу, судьба палестинцев, как и их земля, им самим не принадлежит. И поэтому можно фантазировать сколько угодно по поводу будущего этих людей. Так, например, можно придать легитимный характер факту отчуждения палестинцев от Палестины. Или отчуждения Палестины от палестинцев.

У тех, кто разделяет подобный подход, и в мыслях нет признания национальных притязаний палестинцев на Палестину. Несмотря на туманные, лишенные конкретики, разглагольствования о "легитимном праве палестинского народа", в которые время от времени пускаются различные зарубежные руководители, право палестинского народа на национальное самоопределение на своей родине никогда не воспринималось международным сообществом, как нечто само собой разумеющееся. Даже после решения ООН от 1947 года о разделе страны на два государства – еврейское и арабское. Иначе мы не стали бы свидетелями унизительного фарса, который был разыгран в Организации Объединенных Наций в минувшем году: лидер палестинского народа пытается достучаться до сердец сильных мира сего в отчаянной попытке убедить их признать это право.

Склонность Израиля и Западного мира не видеть в палестинцах обычный народ, отражает их стремление избежать исторической ответственности за судьбу этих людей, которую несут сионистское движение и западные державы. Именно им принадлежат авторские права на создание арабо-палестинской национальной идентичности. Можно предположить, что если бы не произошло падения Оттоманской империи и расчленения арабского мира на отдельные политико-географические единицы, местная арабо-палестинская национальная идентичность была бы с течением времени поглощена современной панарабской – наряду с остальными региональными и племенными идентичностями. Так, например, произошло в Германии, когда пруссы, баварцы и саксонцы стали частью современной немецкой нации.

Вместе с образованием подмандатной Палестины в качестве отдельного территориального образования ее арабские жители были вынуждены превратиться из большинства в меньшинство. И с этого момента начала формироваться отдельная арабо-палестинская национальная идентичность – в качестве противовеса еврейско-сионистской идентичности. С каждым дунамом арабской земли, переходившим во владение сионистов углублялась национальная связь палестинцев с Палестиной. Тот же процесс происходил и с еврейской национальной привязанностью к Эрец-Исраэль.

В связи с этим, утверждение комиссии Эдмонда Леви, что Иудея и Самария не принадлежат кому-либо является бесполезным и бессмысленным отрицанием национальной реальности (или двунациональной) в Палестине/Эрец-Исраэль. И у евреев, и у палестинцев нет в мире иной страны для реализации своих национальных чаяний. На данный момент право на национальное самоопределение евреев было реализовано за счет национальных прав палестинцев. Это особенно заметно на Западном берегу. Эту ситуацию сложно определить иначе, чем оккупация. Это оккупация одного народа (палестинцы) другим (евреи).

Дмитрий Шумский, "Гаарец"

counter
Comments system Cackle