Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

"Мой сын стал доктором!"

Еврейские мамаши в наши дни гордо заявляют: "Мой сын стал доктором!" Является ли такая тяга евреев к медицине лишь совпадением или же она имеет глубокие корни в иудейской цивилизации?

01.07.2012
Источник:Jewish.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

На протяжении многих столетий медицина является одной из самых популярных среди евреев профессией. Рецепты по исцелению различных болезней содержатся уже в Талмуде, медицинские трактаты сочинял Рамбам, а еврейские мамаши в наши дни гордо заявляют: "Мой сын стал доктором!" Является ли такая тяга евреев к медицине лишь совпадением или же она имеет глубокие корни в иудейской цивилизации?Ответ на этот вопрос пытается дать обозреватель издания Jewish Ideas Daily Джейкоб Фридман, посетивший выставку "Еврейский вклад в современную медицину. 1860-1960", открывшуюся в нью-йоркском Иешива-Университете. Хотя экспонаты выставки не дают прямого ответа на поставленный вопрос, становится понятным, что между иудаизмом и медициной существуют давние связи.

Особое внимание устроители выставки уделили трем ученым, внесшим особенно значительный вклад в медицинскую науку на рубеже XIX и XX столетий, — Паулю Эрлиху, Владимиру Хавкину и Джозефу Голдбергеру. Благодаря каждому из них тысячи людей, ранее обреченных на смерть, получили надежду на исцеление.

Немецкий иммунолог, бактериолог, химик Пауль Эрлих (1854-1915) в первую очередь прославился как создатель методов лечения инфекционных болезней с помощью химических веществ. Он установил факт приобретения микроорганизмами устойчивости к химиотерапевтическим препаратам. Мировую славу Эрлиху принес разработанный им "препарат 606" (сальварсан), который оказался высокоэффективным при лечении сифилиса.Несмотря на давление внешней среды и на антисемитизм, весьма распространенный в то время в немецком обществе, Эрлих отказался перейти в христианство и на всю жизнь сохранил еврейскую идентичность. Будучи другом одного из лидеров сионизма и ученого-химика Хаима Вейцмана, Эрлих с восторгом поддержал идею открытия Еврейского университета в Иерусалиме. Ученый считал, что наука и религия — две абсолютно независимые, непересекающиеся области, и одно другому не мешает.

Уроженец Одессы Владимир (Мордехай-Вольф) Хавкин (1860-1930) прославился как бактериолог, иммунолог и эпидемиолог, создатель первых вакцин против чумы и холеры. Как еврей, Хавкин не имел возможности вести научные исследования в России. Руководство Новороссийского университета в Одессе, стремясь открыть талантливому студенту дорогу к научной карьере, предложило ему принять православие. Однако Хавкин отклонил это предложение. Он уехал в Париж, где стал сотрудником Пастеровского института. Главным направлением работ Хавкина являлась защита человеческого организма от инфекционных болезней с помощью сывороток и вакцин. К 1892 году ученый создал первую эффективную вакцину против холеры, доказав на самом себе ее безопасность для человека. В 1892 году, когда в России вспыхнула эпидемия холеры, Хавкин предложил свои услуги русскому правительству. Власти, однако, отказались от помощи еврея.

Поскольку до тех пор медицина была бессильна против этой болезни, британское правительство разрешило Хавкину испробовать его вакцину в Индии, где в то время также свирепствовала эпидемия холеры, ежегодно уносившая сотни тысяч человеческих жизней. В начале 1893 года Хавкин отправился в Индию в качестве государственного бактериолога и немногим более чем за два года, наладив производство вакцины, лично участвовал в вакцинации свыше 42 тысяч человек. В результате среди прошедших вакцинацию заболеваемость холерой и смертность от нее сократились в десятки раз. Прививки вакцины Хавкина стали после этого массовыми и применяются в усовершенствованном виде до сих пор.Последние 15 лет жизни Хавкин провел в Париже, посвятив себя соблюдению заповедей иудаизма. О своем пути к вере Хавкин говорил мало. В 1915 году он написал статью "Апология ортодоксального иудаизма", в которой, проанализировав значение религии в истории еврейского народа, сделал вывод о том, что приверженность религиозному образу жизни является единственной возможностью сохранения еврейского народа. В этой статье есть следующее замечание: "Всегда, что бы я ни делал, я понимал, что бремя ответственности, которую несет мой народ, постоянно лежит и на моих плечах. Эта мысль была моей путеводной звездой в течение всей жизни".Эпидемиолог Джозеф Голдбергер (1874-1929) родился в Гиралте (Австро-Венгрия) в ортодоксальной еврейской семье. В 1883 году семья иммигрировала в США. В 1902-1906 годах Голдбергер занимал должности главного эпидемиолога Пуэрто-Рико, Миссисипи и Луизианы. На этом посту он добился значительных успехов, резко понизив смертность от таких болезней, как тиф, желтая лихорадка, лихорадка денге и тифозная лихорадка. В 1909 году ученый опубликовал исследование о болезни Шамберга, в котором показал связь между уровнем жизни и подверженностью инфекционным заболеваниям.

Голдбергер, в противоположность Хавкину, считал, что современная наука и рациональный взгляд на жизнь не могут сочетаться с заповедями и ритуалами классического иудаизма. Хотя до конца жизни Голдбергер не отрекся от иудаизма, религия не играла заметной роли в его жизни.

Можно сказать, что каждый из этих трех незаурядных ученых представляет один из вариантов отношения к религии, распространившихся в конце XIX века в стремительно становившейся светской еврейской среде: разделение религии и науки на две непересекающиеся сферы (Эрлих); убеждение, что ученый может быть верующим иудеем (Хавкин); полный отказ от религиозного мировоззрения (Голдбергер).

Вниманию посетителей выставки предлагается также короткометражный видеофильм, рассказывающий о галахическом взгляде на проблемы современной медицины, такие, как эвтаназия и генетическое обследование пар, желающих зачать ребенка. Не предлагая своей собственной окончательной точки зрения, авторы фильма показывают, что у евреев издавна существует свой собственный взгляд на проблему медицинской этики. Можно сказать, что лечебная практика евреев представляет собой форму религиозной практики. То есть, занимаясь медициной, евреи, вольно или невольно, рассматривают каждую такую проблему с религиозной точки зрения.

Каждый посетитель выставки в Иешива-Университете сможет убедиться в том, что связи иудаизма с медицинской наукой и лекарской практикой теряются в глубине веков, а анекдоты о еврейских мамах, мечтающих о сыне-докторе, рассказывают не зря.

Материал подготовил Роберт Берг

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке