Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Ортодоксальный иудаизм. Действительно ли 10% составляют меньшинство?

Несмотря на свою малочисленность, крайние взгляды на жизнь и политику государства, сегодня они играют все большую роль в политических вопросах, занимая ключевые посты как в самом Израиле, так и в США.

Юлия Чмеленко
18.06.2012
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Последнее время все больший вес в политической жизни мирового иудейского сообщества набирают ортодоксальные евреи, составляющие в Израиле лишь около 10% граждан. Несмотря на свою малочисленность, крайние взгляды на жизнь и политику государства, сегодня они играют все большую роль в политических вопросах, занимая ключевые посты как в самом Израиле, так и в США.Стоит отметить, что ортодоксальным иудаизмом принято называть течения, центральное место в религиозной концепции которых занимает Галаха - традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. Проблема заключается в том, что все, что трактуется, как несоответствующее канонам, подлежит полному уничтожению. Напрямую это касается апокрифических с точки зрения ортодоксальных иудеев памятников культуры и искусства. Так, в мае 2012 г. неизвестные вандалы разбили мозаичный пол и разрисовали краской стены 1,5-тысячелетней синагоги в национальном парке Хамат-Тверия на берегу озера Кинерет, нанеся невосполнимый ущерб уникальному памятнику истории на севере Израиля. Главная ценность памятника - уникальная мозаика, в нескольких местах пробита насквозь и расписана надписями на иврите. В случившемся ученые подозревают ультраортодоксальных евреев, которые, вероятно, таким образом решили выразить протест против раскопок на местах древних захоронений. Убыток от действий вандалов оценивается в миллионы шекелей. «Часть ущерба вообще невосполнима. Да и как можно назвать полную цену тому, как обошлись с наследием веков?» - говорит директор управления парков Израиля Шауль Гольдштейн, выражая надежду на то, что виновные будут найдены.Сами представители ультраортодоксального течения объясняют свои действия следующим образом. «У нас нет неприязни, но сопротивление - есть. Реформист - такой же еврей, как и все остальные, а вот идеология его - неприемлема». Другими словами, по их мнению, не существует ортодоксального иудаизма или прогрессивного иудаизма. Это либо иудаизм - либо не иудаизм. Руководствуясь такими взглядами, в конце мая 2012 г. свыше 40 тыс. ультраортодоксальных евреев заполонили стадион «Нью-Йорк метс», участвуя в мероприятии против Интернета. Митингующие обвинили всемирную сеть в том, что она выступает источником для свободного доступа к порнографии, достигшей «уровня эпидемии» и «разрушающей общество». Стоит отметить, что данное мероприятие было спонсировано раввинской группой Ichud Hakehillos Letohar Hamachane, имеющей отношение к софтверной компании, которая специализируется на разработке кошерного, фильтрующего веб-трафик программного обеспечения в рамках канонов галахи. Мероприятие прошло мирно, однако для ортодоксальных евреев куда более характерны радикальные методы.Так, жесткому нападению в прошлом году подвергся мэр Иерусалима Нир Баркат, известный своими антиклерикальными взглядами. Недовольство многочисленной ультраортодоксальной общины Иерусалима он вызвал решением оставить открытой в субботу - еврейский шаббат - одну из крупнейших городских автостоянок. В результате во время частного визита мэра к известному раввину в одном из религиозных кварталов города, местные жители обступили его автомобиль, блокировав проезд, и забросали машину камнями, оборвав внешние пластиковые панели. Только с помощью подоспевшей полиции охранникам мэра удалось рассеять толпу.Нередки и столкновения ортодоксальных евреев с полицией Израиля, участившиеся после того, как израильские власти отвергли все попытки евреев установить половую сегрегацию. Большую известность получил случай, произошедший 27 декабря 2011 г. в израильском городе Бейт-Шемеш, расположенном недалеко от Иерусалима. Этот город буквально стал символом борьбы светского населения Израиля с религиозным засильем ультраортодоксов. Поводом для обострения противостояния в декабре стал сюжет израильского телевидения о 8-летней репатриантке из США Нааме Маргулис, оплеванной ультраортодоксами за то, что она, по их мнению, была недостаточно скромно одета. В результате глава правительства Беньямин Нетаньяху распорядился снять с улиц всех городов объявления о разделении тротуаров на мужскую и женскую стороны, а также пригрозил отставкой главам тех городов, где это распоряжение будет проигнорировано. Но после того, как 26 декабря полиция попыталась демонтировать плакат на одной из улиц города, призывающий установить строгую половую сегрегацию, около 300 ультра-ортодоксальных евреев забросали стражей порядка камнями и яйцами и подожгли мусорные баки. В результате закон о половой сегрегации принят не был, однако правительство Израиля на сближение с крайними ортодоксальными партиями все же пошло.Так, формируя новое израильское правительство, лидер партии «Ликуд» Б.Нетаньяху подписал коалиционное соглашение с ультраортодоксальной партией ШАС и с партией «Наш дом - Израиль» (НДИ). Все эти объединения занимают позицию в правой части политического спектра. Лидер парламентской фракции ШАС Эли Ишай получил пост главы МВД, кроме того, партия также получила портфели министра строительства, министра по религиозным делам, место министра без портфеля в офисе премьера, а также пост заместителя министра финансов. Таким образом, в политической жизни Израиля ортодоксы уже не составляют меньшинство, их все чаще принимают в адвокатские конторы и они становятся активными участниками процесса вхождения ортодоксальных евреев в израильское общество. На конференции коллегии адвокатов в Эйлате представителями радикальных течений было сказано: «Требуется сознательное изменение в восприятии отношений с нами: это больше не могут быть отношения между большинством и меньшинством, это должны быть отношения между партнёрами».В первую очередь на призывы ортодоксальных евреев откликнулись США. Так, на пост глава администрации президента в начале текущего года Барак Обама назначил ортодоксального еврея Джейкоба Лью, нынешнего руководителя административно-бюджетного управления Белого дома. Предыдущий глава президентской администрации Рам Эмануэль, также еврей, ушел в отставку в октябре 2010 г., чтобы баллотироваться на пост мэра Чикаго (он победил на этих выборах). При этом Эмануэль стал первым главой президентской администрации, который покинул этот пост по собственной инициативе.Основной задачей главы административно-бюджетного управления, которое сейчас возглавляет Лью, является помощь президенту в работе над федеральным бюджетом, а также контроль за деятельностью экономических ведомств. Кроме того, глава управления отвечает за контроль над бюджетом и самой администрации США.Стоит отметить, что в 1993-1994 гг. Джек Лью занимал пост персонального ассистента президента Билла Клинтона по вопросам внутренней политики и здравоохранения. С 1994-го - руководящие посты в административно-бюджетном управлении Белого дома, возглавив его в 1998 г. После победы на выборах Джорджа Буша в 2001 г. он покинул пост и стал вице-президентом Нью-Йоркского университета, а с 2006 г. занимал видные посты в инвестиционном подразделении Citigroup. В администрации Обамы он снова возглавил административно-бюджетное управление Белого дома, продвигая бюджетные реформы президента в контакте с Конгрессом и Сенатом. Именно на Лью была возложена трудная задача «пробивания» потолка бюджетного дефицита в 2011 г.Как было отмечено, Джейкоб Лью является образцовым ортодоксальным евреем. Он соблюдает шабат. Лью организовал свой рабочий график таким образом: покидает офис в пятницу днем, чтобы успеть домой до захода солнца. С вечера пятницы до вечера субботы Лью не пользуется электроприборами и телефоном. Даже когда Джейкобу в шабат позвонил президент Клинтон, Лью не поднял трубку. Тогда Клинтон оставил сообщение ему на автоответчике: «Я понимаю святость субботы, но у меня к Вам действительно важное дело. Бог нас поймёт». Но Лью так и не взял трубку. В декабре 2011 г. Джейкоб Лью зажигал в Белом доме вместе с раввинами-хабадниками традиционный светильник в дни праздника Ханука. Он является многолетним членом общины Orthodox Union - ведущей организации США, объединяющей ортодоксальные синагоги.Таким образом, несмотря на крайность своих религиозных мировоззрений, сегодня ортодоксальные евреи прочно вошли в политическую жизнь на только Израиля, но и США. И преобладание представителей крайних течений со временем, вероятно, только возрастет. Уже сегодня среди ортодоксальных евреев наблюдается самая высокая рождаемость, кроме того, большинство магнатов, на которых держится израильская экономика, являются ультра-ортодоксами. Это касается как бизнесменов, проживающих в Израиле, например, миллиардер Леви Леваев, так и тех, кто проживает вне Израиля и вкладывает миллионы долларов в экономику еврейского государства, как Иосиф Гутник.Принесут ли ортодоксальные евреи мир в Ближневосточный регион, достигнув полного доминирования своих идей в израильском и произраильском обществе, вопрос, скорее, риторический.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке