Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Ответственность за Накбу несут арабские лидеры

Накба не была стихийным бедствием или катастрофой, в которой палестинское общество выступало пассивной жертвой. Накба была следствием решений руководства палестинских арабов.

05.06.2012
Источник:Курсор
Creative Commons

Читайте также

То, что в последнее время в израильском обществе все чаще стали обсуждать тему палестинской Накбы можно считать положительным явлением.

Однако при этом (речь идет о задаче первостепенной важности) следует, сдержав естественные эмоции, связанные с этой болезненной темой, попытаться установить, чем была Накба. И чем она не была.

Накба не была стихийным бедствием или катастрофой, в которой палестинское общество выступало пассивной жертвой. Накба была следствием политических и военных решений руководства палестинских арабов, которые пошли за своими лидерами. Накба была результатом вооруженного конфликта, который завершился военным поражением палестинцев и всего арабского мира.

Арабское население Палестины 1947-48 гг. – часть из которого бежала из страны, часть была изгнана, часть осталась в пределах Израиля - не было группой анонимных людей, безмолвных жертв, лишенных культурной и национальной идентичности. У этого населения были лидеры, и эти лидеры повели свой народ на войну, которая завершилась ужасным поражением.

Накба – это не только фотографии крестьян и горожан, уходящих в изгнание. Попытки политических и военных лидеров палестинцев в 1948 году с помощью оружия не допустить создания Государства Израиль, потерпели крах. Их поражение на поле боя привело к тому, что 15 мая 1948 года не было создано арабское палестинское государство рядом с еврейским. И евреям, и арабам стоит помнить имена лидеров, без которых не произошла бы Накба.

Вот имена некоторых героев Накбы: Хасан Саламе был одним из руководителей арабского восстания в 1936 году, а в 1948-м командовал вооруженными палестинскими силами на территории между Яффо и Лодом. Он пытался ввести блокаду Тель-Авива, отрезав город от Иерусалима и южных населенных пунктов. В конце мая он погиб в ходе боев, которые велись возле Рош-ха-Аина.

Фаузи Эль-Каукджи, уроженец ливанского города Триполи, также один из руководителей арабского восстания 1936 года. Поле поражения восстания бежал в Ирак, где примкнул к бывшему премьер-министру Рашиду Али аль-Гайлани, который в 1941 году предпринял неудачную попытку осуществить военный переворот. Будучи сторонником нацистской Германии, Рашид Али аль-Гайлани проводил прогерманскую националистическую политику в противовес Англии. Эль-Каукджи удалось бежать в Германию, под крыло Гитлера. В 1948 году этот деятель был назначен Лигой арабских государств командиром армии спасения на севере страны. Он предпринял безуспешную попытку захватить киббуц Мишмар-ха-Эмек. После краха армии спасения Эль-Каукджи бежал в Ливан, где скончался спустя много лет.

Абед эль-Кадр-эль-Хуссейни формально занимал пост главнокомандующего объединенных палестинских сил. Однако фактически он нес ответственность за регулярные нападения на еврейские автокараваны с продовольствием и предметами первой необходимости, которые пытались прорывать блокаду Иерусалима. Он погиб в апреле 1948 года в бою за Кастель.

Кроме небольшой группы палестинских коммунистов, ни один представитель арабской палестинской общественности не выступил против своих военных лидеров: похороны эль-Хуссейни в Иерусалиме превратились в наиболее внушительную демонстрацию силы и единства арабского населения в последние дни британского мандата.

Хотелось бы спросить всех тех, кто требует проводить церемонии памяти, посвященные Накбе: несут ли вышеперечисленные лидеры хотя бы часть ответственности за то, что случилось с палестинским населением в 1948 году? Может быть, и до сегодняшнего дня эти лидеры считаются великими героями в глазах тех, кто говорит о Накбе? Или их все-таки считают ответственными за трагическое поражение своего народа?

Это вполне легитимный вопрос. В истории было немало национальных лидеров, которые привели свои народы к катастрофическим поражениям и страданиям. И теперь эти народы трезво оценивают деятельность этих руководителей. До тех пор, пока те, кто требуют вспоминать о Накбе, не будут готовы ответить на эти нелицеприятные вопросы – очень сложные с моральной и политической точек зрения - не следует ожидать, что еврейская общественность будет видеть в упоминании Накбы что-либо, кроме оставшейся неизменной неготовности к политическому компромиссу, которая была характерна для арабских лидеров еще в 1948 году.

Шломо Авнери, "Гаарец"

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке