Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Мнения

А
А

Другие беженцы

Каждый, кого эта проблема интересует, может посетить лагерь палестинских беженцев и услышать абсолютно достоверные истории изгнания и лишений. С другой стороны, среди евреев, вынужденных покинуть арабские страны, лишь немногие считают себя лишенными родин

16.05.2012
Источник:Jewish.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

15 мая во многих арабских странах отмечается день «Накбы» («Катастрофы») — годовщина изгнания арабского населения Палестины в ходе израильской Войны за независимость. При этом немногие знают, что примерно в то же время в разных странах Ближнего Востока и Северной Африки происходили события не менее трагические: изгнание местного еврейского населения, ставшего жертвой арабского национализма и антисемитизма.

Израильский исследователь Матти Фридман, автор только что изданной книги «The Aleppo Codex», посвященной загадочной и драматичной судьбе этого документа, в процессе работы над книгой взял несколько десятков интервью у евреев, родившихся и выросших в сирийском городе Алеппо (Халеб). О том, что они помнят о событиях более чем шестидесятилетней давности, писатель рассказывает сегодня в издании The Times of Israel.Большинству из них сегодня уже за 80, многие происходят из семей, живших в Алеппо со времен Римской империи. В настоящее время никто из них не живет в Сирии.30 ноября 1947 года, за день до принятия резолюции ООН о разделе Палестины на два государства, еврейское и арабское, Алеппо буквально взорвался. Разъяренные толпы врывались в еврейские кварталы, грабили дома и поджигали синагоги. Один человек, у которого Фридман взял интервью, вспоминал, что он, тогда девятилетний мальчик, вынужден был, спасаясь от пожара, бежать из своего дома босиком.Погромщики, поощряемые властями, сожгли 50 принадлежавших евреям магазинов, пять школ, 18 синагог и множество жилых домов. На следующий же день богатейшие еврейские семьи покинули Алеппо. В последующие месяцы их примеру последовало большинство еврейского населения. Все они были вынуждены оставить в Сирии свои жилища и остальное имущество. Тем не менее иного выхода у сирийских евреев не было: в Дамаске погромщики убили 13 евреев (в том числе восьмерых детей). Волна погромов прокатилась по многим городам различных арабских и мусульманских стран.В 1947 году в Алеппо проживало приблизительно 10 тысяч евреев. К середине 50-х их численность сократилась в пять раз. Оставшиеся две тысячи жили в постоянном страхе перед государственными репрессиями и погромами. К началу 90-х годов в Алеппо проживало всего несколько евреев, а к настоящему времени не осталось ни одного. Общее число еврейских беженцев из арабских стран, по данным историков, составляет приблизительно 850 тысяч человек.История арабо-израильского конфликта была бы неполной без рассказа о еврейских беженцах из арабских стран, пишет Матти Фридман. Память об их исходе должна быть признана не в качестве политического оружия, но как часть истории.Вопрос о судьбе палестинских беженцев — одна из главных проблем, затрудняющих разрешение арабо-израильского конфликта. Каждый, кого эта проблема интересует, может посетить лагерь палестинских беженцев и услышать абсолютно достоверные истории изгнания и лишений. С другой стороны, среди евреев, вынужденных покинуть арабские страны, лишь немногие считают себя лишенными родины беженцами. Большинство из них — граждане Израиля. По мнению крупнейшего в мире специалиста по демографии евреев, профессора Еврейского университета в Иерусалиме Серджио делла Пергола, около половины современного еврейского населения Израиля являются выходцами из арабских стран или их потомками. Многие в арабском мире и некоторые граждане еврейского государства считают Израиль «западным анклавом на Ближнем Востоке». Однако реальность не вполне соответствует такому взгляду.Евреи-выходцы из арабских стран в значительной степени сформировали облик Израиля. Благодаря им израильское общество заметно отличается от еврейских общин США, Канады и европейских стран, имеющих преимущественно ашкеназское происхождение. Выходцы из стран Востока (наряду с русскоязычными репатриантами), как правило, придерживаются правых взглядов и являются оплотом партии «Ликуд». Вероятно, скептическое отношение большинства израильтян — выходцев из арабских стран к мирному процессу объясняется их историческим опытом и хорошим пониманием ближневосточных реалий.Во многих арабских странах до сих пор сохраняются следы пребывания там евреев. В некоторых городах сохранились еврейские кварталы. В Каире район, где когда-то жили евреи, до сих пор носит название «Харат аль-яхуд» (еврейский квартал). Аналогичный квартал (мелла) существует и в марокканском Фесе, хотя там уже давно нет ни одного еврея. Подобные остатки еврейской жизни можно обнаружить также в Алеппо, Триполи, Багдаде и других городах. Люди, которые сегодня живут в этих кварталах, помнят, что когда-то их населяли евреи. Возможно, эта своеобразная восточная еврейская культура уже забыта в других местах, но миллионы жителей арабских городов видят материальные следы ее существования по сей день. А ведь люди часто ненавидят то и тех, кто напоминает им о собственных неблаговидных поступках.

В мусульманском мире, особенно в годовщину Накбы, любят утверждать, что государство Израиль было создано для евреев, выживших в Катастрофе, что арабы, таким образом, вынуждены расплачиваться за европейский Холокост, к которому не имеют ни малейшего отношения. Нелишним в этой связи будет напоминание о том, что половина израильских евреев были беженцами не из оккупированной нацистами Европы, а из арабских стран.Израиль, пишет Фридман, — вовсе не такой уж чужак на Ближнем Востоке, как это видится многим в арабском мире. Еврейское государство, которое арабы именуют «западным захватчиком», в значительной степени создано усилиями выходцев из тех самых арабских стран, не по своей воле ставших беженцами.

Материал подготовил Николай Лебедев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке