Читайте также
В Израиле – досрочные выборы. Только не задавайте традиционного израильского вопроса: "Что вдруг?" – этого не могут объяснить даже те, кто единогласно проголосовал за роспуск кнессета и немедленный поход к избирательным урнам.
Впрочем, никто ничего и не спрашивает – Израиль привык к досрочным выборам. Редкой коалиции удавалось дотянуть "до середины Днепра", правительство за правительством разваливалось и снова сколачивалось – причем как правило вокруг той же партии, с тем же лидером. Добравшись до власти в 1996 году, пару раз потеряв ее и снова вернувшись в кресло премьер-министра, Биньямин Нетаниягу побил все рекорды политического долгожительства, обойдя даже основателя государства Давида Бен-Гуриона.
И надо отметить, это были не худшие годы в 70-летней истории страны. Мастер политического маневра, он уверенно вел свой корабль между волнами арабского террора и международного бойкота, виртуозно обходил экономические рифы и подавлял регулярные бунты на корабле.
Сегодня Израиль на вершине экономического подъема. Индия, Бразилия, Китай, Россия и даже арабские страны, забыв былые кличи, проявляют открытый интерес к израильским технологиям и заключают миллиардные контракты. Отношения с начальником планеты у Нетаниягу едва ли не семейные, но при этом и официальный враг всего прогрессивного человечества Вован Коварный вполне конструктивно взаимодействует с израильской военщиной, по возможности прикрывая ее от своих ближневосточных дружков.
Все прекрасно понимают, какова доля личного участия Нетаниягу в этих успехах Израиля, и простить ему этого никак не могут. Но не имея шансов сместить его политическими средствам, противники премьер-министра инициируют регулярные полицейские расследования, пытаясь подогнать обычные в практике любого лидера любой страны действия под статьи "коррупция", "нарушение общественного доверия", "взятки" и т.д.
На допросах глава правительства проводит больше времени, чем на дипломатических приемах. "Дела", открывающиеся против него, а в последнее время уже и против членов его семьи, рассыпаются одно за другим, но израильская пресса еще долго обгладывает объедки следствия и продает читателю как доказательства вины. О деталях этих дел сообщается больше, чем обо всей остальной израильской преступности вместе взятой. Ну еще бы! Даже в Израиле такая крупная рыба не часто попадает в правоохранительные сети.
Израильская система правосудия известна своей независимостью от законодательной и исполнительной власти. И тем заметнее ее откровенная ангажированность в делах гражданина Нетаниягу. На прошлой неделе юридический советник правительства объявил, что слушания по одному из этих дел начнутся еще ДО выборов. На практике средняя продолжительность процедуры передачи уже расследованного полицией дела в суд длится 18 месяцев. В данном случае решение было принято за несколько дней.
Это даже не подножка, это выстрел в спину. При любом исходе дела скамья подсудимых – не лучшая трибуна для предвыборной пропаганды. После выборов, разумеется, суд честно сообщит, что не нашел состава преступления в представленных следствием материалах. Но ведь переголосовывать уже никто не будет. Да и зачем? В новом составе Кнессета немало уважаемых людей, вполне способных заменить этого подозрительного Биби.
И в этот полный сладостных надежд момент уже практически списанный со счетов Нетаниягу вдруг объявляет экстренную пресс-конференцию и обвиняет полицию в политической ангажированности и нарушениях процессуальных норм.
Да, и для журналиста, и для следователя разоблачить публичное лицо – большая профессиональная удача, но и у публичного лица тоже есть возможность обратиться к публике. Что Нетаниягу блистательно и сделал, заявив, что требует очной ставки со свидетелями его "преступлений" и желательно в прямом эфире. И пусть общество решает, обманывал ли он его доверие, как утверждает полиция, или общественное доверие обманывает именно полиция, на пару с прессой манипулируя сомнительными уликами.
Неизвестно, решатся ли эти свидетели, глядя ему в глаза и при всем честном народе повторить свои показания, но своим экстраординарным заявлением Нетаниягу в одночасье превратил развернутую против него травлю в главный сюжет своей собственной предвыборной кампании. Судя по всему, успешной.