Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

"Израилю придется договариваться с террористами"

"На Ближнем Востоке мы всегда находимся в преддверии новой войны, - сказал востоковед, преподаватель Бар-Иланского университета, доктор Мордехай Кейдар. - Вопрос лишь в том, сколько времени осталось до начала военных действий".

13.11.2018
Источник:Детали
רויטרס

Читайте также

"На Ближнем Востоке мы всегда находимся в преддверии новой войны, - сказал в интервью “Деталям” востоковед, преподаватель Бар-Иланского университета, доктор Мордехай Кейдар. - Вопрос лишь в том, сколько времени осталось до начала военных действий".

Глава правительства Биньямин Нетаниягу прервал визит во Францию в связи с эскалацией напряженности на границе с Газой и возвращается в Израиль. Решение было принято после того, как минувшей ночью приграничные территории нашей страны вновь подверглись обстрелу - не менее 17 ракет были выпущены по израильской территории – после чего ВВС ЦАХАЛа атаковали около 40 целей на территории сектора Газы.

- Чем завершится новый виток эскалации? Ожидает ли Израиль новая война в обозримом будущем? События последних суток показывают, что наши договоренности с ХАМАСом не выдерживают проверку временем. А если так, то стоит ли вообще пытаться договориться с террористами - или надо вести диалог только на языке силы?

- Изначально было ясно, что все наши договоренности с ХАМАСом - не более, чем временный пластырь на большой ране. До тех пор, пока у Рамаллы есть хоть какие-то рычаги влияния на Газу - например, водные ресурсы, электричество, бензин - она сделает все возможное, чтобы торпедировать наши договоренности с ХАМАСом. Поэтому, с моей точки зрения, необходимо отделить Рамаллу от Газы, чтобы можно было договариваться с каждой из сторон по отдельности, - полагает доктор Кейдар.

- Как это можно осуществить на практике?

- Необходимо прежде всего публично провозгласить, что отныне мы не видим никакой связи между этими двумя районами. Иными словами, на переговорах с Газой - ни слова о Рамалле, и наоборот. Если мы публично провозглашаем об этой новой политике, это создает новую реальность на территориях, разделяя их на две совершенно не связанные друг с другом части.

И это - хорошее начало для следующего этапа: необходимо разделить центральную власть в Рамалле на местное самоуправление в каждом крупном городе - Хевроне, Иерихоне, Рамалле, Шхеме, Дженине, Туль-Кареме и Калькилии. Там должны быть отдельные городские советы. Израиль должен инициировать договоренность с каждой из городских администраций по отдельности, оставляя за собой контроль над сельским пространством в зонах между городскими советами - чтобы предотвратить создание так называемой “полосы террора”, начинающейся на севере в Дженине и заканчивающейся на юге в Хевроне.

- То есть речь идет все о той же идее кантонов, которую вы предлагали уже давно?

- Поправлю Вас: не кантонов, а эмиратов.

- Хорошо, эмиратов. Но в данный момент мы не в состоянии договориться даже с одним человеком - Абу-Мазеном. Неужели вести переговоры с семью-восемью губернаторами будет легче?

- Вне всякого сомнения! Палестинское общество не воспринимает Абу-Мазена, как законного лидера. Он родился в Цфате, поэтому все видят в нем чужака и, как считают палестинцы, его интересы не совпадают с интересами местного населения. Только местных шейхов большинство палестинцев уполномочит вести с нами переговоры, заключать те или иные соглашения.

Мы должны уважать сложившиеся социологические структуры, а не пытаться выдумывать и создавать нежизнеспособные проекты - они имеют тенденцию заканчиваться плохо. Как и произошло в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Судане - потому что эти страны были созданы противоестественным образом.

Необходимо создать административные структуры на местах, опираясь на местные племена. Только эта структура является жизнеспособной на Ближнем Востоке. Возьмем в качестве примера эмираты Персидского залива: Катар, Абу-Даби, Дубай - эти государства существуют не из-за нефти, в Дубае, к примеру, нет нефтяных месторождений - а из-за того, что каждое из них "оформлено" на естественно сложившееся племя, проживающее на определенной территории.

- А в случае с Газой? Вы предлагаете и там сменить власть по аналогичной схеме?

- В Газе уже 11 лет есть законное правительство, которое прекрасно умеет ладить с местными кланами и понимает важность работы с местным населением. Правительство ХАМАСа должно остаться: мы не любим их, они не любят нас, но нужно существовать рядом с ними, имея в козырях сильный сдерживающий фактор. Объяснив террористам, что цена за любую агрессию или провокацию против нас будет непропорционально высокой. Точно так же мы жили в соседстве с Египтом и Иорданией до подписания мирных соглашений. Так же, как мы существовали рядом с Сирией до начала там гражданской войны. Таковы, если угодно, правила жизни на Ближнем Востоке.

Все руководство ПА в полном составе, включая как политическое, так и боевое крыло, должно вернуться туда, откуда они пришли - в Тунис. Только местное население должно остаться здесь и впоследствии взять собственную судьбу в свои руки. Израиль же должен научиться понимать арабское общество, принципиальные основы его существования, и относиться соответствующе к арабским соседям.

- В последнее время ХАМАС обвиняет председателя ПА Абу-Мазена, что он мешает международному сообществу восстановить спокойствие на южных границах. Насколько эти обвинения обоснованы?

- Со времен создания ХАМАСа в 1987 году не было почти ни одного дня, когда бы они с ФАТХом не обвиняли друг друга в предательстве палестинского движения, в продвижении антиисламских настроений и так далее. Ничего особенного в этом нет.

С тех пор, как ХАМАС захватил власть в секторе в 2007 году, Газа пытается мешать любому нашему прогрессу в общении с Рамаллой – и наоборот. ХАМАС и ФАТХ не способны прийти к общим договоренностям по какому-либо вопросу, и даже не пытаются договориться между собой – но каждый мешает другому улучшить отношения с нами.

- Израиль неоднократно подчеркивал, что не ведет переговоры с террористами…

- Прежде всего - это не так. Необходимо вести переговоры с террористами, потому что мы связаны с руководством Газы рядом существующих соглашений - о поставках воды, электричества, соглашениями о лечении определенных больных, заботой о роженицах, и так далее. С кем мы будет договариваться, с небесными ангелами? С рыбами в Средиземном море? Нет, конечно - нам придется общаться с руководством ХАМАСа, ибо они заправляют там всеми делами. Именно поэтому перевод катарских денег в Газу - правильный шаг: нам нельзя допустить гуманитарной катастрофы в секторе, необходимо регулировать, что называется, “точку кипения” в нем. Гнев местного населения должен быть направлен на руководство ХАМАСа, а не на Израиль.

- И долго еще нам терпеть рядом с собой таких опасных соседей, как ХАМАС?

- Да, пока не существует альтернативы. И я не предвижу в долгосрочной перспективе никакой альтернативы власти ХАМАСа в Газе. Знаете, в чем разница между западной демократией и демократией исламистов? На Западе демократия - это “один человек - один голос на выборах”, а у исламистов это - “один человек, один голос, один раз”. То есть однажды ты за них проголосовал – и с тех пор они останутся у власти навсегда. Вот такая у них "демократия", и это тоже необходимо учитывать.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке