В истории гибели Ил-20 остается много загадок
Фото: Reuters
В истории гибели Ил-20 остается много загадок

Причиной катастрофы могло стать отсутствие взаимодействия между военными Сирии и РФ 

Президент РФ Владимир Путин заметил: "Нельзя сравнивать трагедию с Ил-20 в Сирии со сбитым турецкими военными российским самолетом, там другая ситуация". Действительно, на этот раз российский борт был уничтожен дружественным огнем союзника и людские потери сейчас на полтора порядка больше. В остальном все как будто повторяется и выглядит так, словно русский медведь снова наступил на старые грабли. В очередной раз горячие головы призывают Кремль вступить в войну с весьма эффективной армией, на мой взгляд, обладающей куда большей боеспособностью, чем Вооруженные силы Турции. К тому же и в новом случае нового претендента на роль противника России, бесспорно,  поддержат всей своей военной мощью США и их союзники по НАТО. На высоком уровне было заявлено о том, что в гибели россиян виноват Израиль, и за это он должен быть каким-то образом наказан. Но вот в чем дело – израильские истребители не сбивали Ил-20. Более того, руководство ВВС ЦАХАЛ настаивает на том, что к моменту крушения российского борта израильские самолеты уже находились чуть ли не на своей авиабазе. И к трагедии они отношения не имеют. 

Первый же вопрос, который поднимают все без исключения СМИ: почему не сработала система распознавания "свой–чужой" или (если она сработала) почему сирийские зенитчики произвели пуск ракеты, уничтожившей российский самолет-разведчик и весь его экипаж? 

Минобороны парировало эти выпады прессы сообщением, что сирийские ЗРК С-200 не оборудованы системой "свой–чужой". Такую систему не ставят на экспортируемое вооружение, система "свой–чужой" используется Российской армией и объединяет только российские самолеты и комплексы ПВО, сообщил представитель Министерства обороны Игорь Конашенков. И эта новость является настоящей бомбой (замедленного действия, заложенной еще осенью 2015 года): получается, что опасность для сирийских ПВО сбить свой самолет существовала всегда, и российское военное ведомство, зная об этом, не предпринимало никаких мер. А в ночь, когда произошла трагедия, группа руководства полетами на авиабазе Хмеймим отслеживала Ил-20 и наверняка знала о бомбардировке и работе сирийских ПВО. С учетом того что российскому Минобороны было известно об отсутствии системы распознавания "свой–чужой" на сирийских ЗРК, непонятно, почему никто с российской стороны не связался с союзниками и не предупредил их, что по такому-то маршруту на таком-то эшелоне летит наш самолет. Взаимодействие между этими двумя структурами спасло бы жизни 15 человек. Попробуем из той скудной информации, что имеется, восстановить цепочку событий, происшедших с 22 часов до 23 часов 17 сентября. 

Около 22 часов прогремели первые взрывы, был дан сигнал оповещения о воздушном нападении. Далее, как сообщает сирийское государственное новостное агентство "САНА", около 40 минут средства ПВО отражали воздушные атаки противника: "Наши средства противовоздушной обороны отразили враждебный ракетный обстрел из акватории Средиземного моря в направлении города Латакия, перехватив большинство из ракет до того, как они достигли целей". Затем Минобороны РФ внесло уточнение, оказывается, "17 сентября около 22.00 четыре F-16 военно-воздушных сил Израиля нанесли удар управляемыми авиационными бомбами (не ракетами) по сирийским объектам в районе города Латакия". Также  российское военное ведомство сообщило: "17 сентября около 23.00 мск пропала связь с возвращавшимся на авиабазу Хмеймим российским самолетом Ил-20, который находился в 35 км от побережья Средиземного моря". Судя по всему, израильтяне отбомбились и ушли восвояси, а сирийские ПВО еще около часа "крошили" чистое небо, пока не попали в российский самолет-разведчик. Есть еще одно мнение по этому делу. 

Военный эксперт полковник Виктор Алкснис заявил: "Во всей этой истории с уничтожением Ил-20 для меня лично непонятен один момент. Минобороны России утверждает, что четыре израильских истребителя F-16 применили по сирийским объектам в Латакии управляемые авиабомбы GBU-39. Это видно из слайдов, которые были показаны на брифинге в МО РФ. Но эти авиабомбы предназначены для высокоточного применения по наземным целям без захода в зону поражения средствами ПВО противника. Их весьма эффективно применяют на расстояниях до 100 км от цели с больших высот около 10 км. Еще раз подчеркну: для их эффективного применения необходима большая высота полета носителя. У GBU-3 в отличие от управляемых ракет нет двигателя, она просто планирует на цель с помощью аэродинамических рулей, и только тогда обеспечивается точность попадания в цель около 5–8 м". 

Поясняя свою точку зрения, эксперт продолжил: "Во всех предыдущих ударах по сирийской территории, как правило, израильские самолеты не входили в зону действия сирийских ПВО и наносили удары управляемыми ракетами (бомбами) из воздушного пространства Ливана или находясь над Средиземным морем, но только не 17 сентября. По данным Минобороны РФ, четыре израильских истребителя F-16 на сверхмалых высотах (а это ниже 150 м) подошли к Латакии (то есть вошли в зону поражения сирийских средств ПВО) и сбросили на цели авиабомбы GBU-39 с высот около 100 м. Но на таких высотах эти авиабомбы не применяются, поскольку они не смогут войти в режим управляемого планирования, а просто упадут на землю. Возникает вопрос: а зачем летчики израильских ВВС столь неразумно рисковали своей жизнью при полной невозможности выполнить поставленную им боевую задачу? А ведь в их распоряжении было огромное пространство – уходи подальше в море, набирай высоту и совершенно безопасно, как в тире, расстреливай сирийские объекты. Или уходи на территорию Ливана и делай там то же самое, не опасаясь за свою жизнь. При всем моем уважении к боевым возможностям ВВС Израиля (а они действительно являются одними из лучших в мире) израильские летчики непохожи на японских камикадзе". Виктор Алкснис подчеркнул: "Согласно данным Минобороны РФ, Ил-20 находился на высоте около 5 км, а F-16 атаковали сирийские объекты на сверхмалых высотах около 100 м. И при этом, согласно ТТД, нижняя граница зоны действия С-200 составляет 300 м. И ниже опустить ее невозможно, то есть С-200 не мог видеть израильские F-16 и запустить по ним ракеты. Делаем вывод: или наше Минобороны вводит нас в заблуждение, или израильские официальные лица".

counter
Comments system Cackle
Загрузка...