Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Как Амман не стал "палестинским Ханоем"

Утром 1 сентября 1970 года король Иордании Хусейн выехал из своего дворца в аэропорт, чтобы встретить вернувшуюся из Лондона дочь. На одном из загородных перекрестков королевский кортеж обстреляли из засады.

02.09.2018
Источник:Детали
רויטרס

Читайте также

Утром 1 сентября 1970 года король Иордании Хусейн выехал из своего дворца в аэропорт, чтобы встретить вернувшуюся из Лондона дочь. На одном из загородных перекрестков королевский кортеж обстреляли из засады. Машины мчались на большой скорости, и никто из пассажиров не пострадал.

Как сообщило иорданское радио, это было уже шестнадцатое по счету покушение на жизнь короля Хусейна. Несмотря на то, что ни одна организация не взяла на себя ответственность на обстрел кортежа, всем было ясно, кто устроил засаду на пути в амманский аэропорт. Это были палестинские боевики, создавшие к тому времени настоящую армию на территории Иордании. Так начался месяц, вошедший в историю как "черный сентябрь".

Израильские правые радикалы утверждают порой, что палестинское государство уже давно существует, имея в виду Иорданию. В конце 60-х – начале 70-х годов эту точку зрения разделяли и многие палестинские радикалы. В первую очередь, это были лидеры левых группировок, работавших в тесном контакте с советскими спецслужбами: Джордж Хабаш – главарь Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) и Наиф Хаватме – главарь Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП).

Они открыто называли короля Хусейна "реакционером" и "сионистской марионеткой". На стенах мечетей активисты НФОП И ДФОП малевали коммунистические лозунги и портреты Маркса и Ленина. А их лидеры утверждали, что дорога на Тель-Авив лежит через Амман. Они часто говорили о том, что Амман должен стать "палестинским Ханоем", по аналогии со столицей Северного Вьетнама. Таким образом, они видели Амман столицей временно разделенного палестинского государства, откуда направляются действия партизан на "оккупированной" территории.

Начиная со второй половины 1968 года, король Хусейн начал утрачивать контроль над положением в лагерях палестинских беженцев на территории его королевства. На въездах в лагеря Аль-Вихдати и Аль-Хусейни были установлены КПП. Организация освобождения Палестины сама собирала налоги с их жителей. Представителей иорданских властей просто не впускали на территорию палестинского "государства в государстве".

С течением времени палестинские боевики освоились и за пределами лагерей беженцев. Они разъезжали на джипах с пулеметами по улицам Аммана, облагали данью иорданских предпринимателей и даже иностранцев. Отказывавшихся подчиняться их требованиям террористы похищали, требуя уплатить выкуп за освобождение заложников.

Король Хусейн, как мог, пытался предотвратить перехват власти в своей стране. Еще в ноябре 1968 года он заключил соглашение с ООП, по которому палестинцы обязались соблюдать законы хашимитского королевства. Однако на деле достигнутая договоренность не соблюдалась ни одного дня. В июне 1970 года напряженность в отношениях между властями Иордании и палестинскими группировками переросла в открытый вооруженный конфликт.

7 июня в городе Зарка начались кровопролитные столкновения между подразделениями иорданской армии и отрядами палестинских боевиков. Два дня спустя палестинцы обстреляли штаб-квартиру иорданской разведки в Аммане. Король Хусейн отправился на место происшествия, но по дороге его кортеж был обстрелян и один из охранников погиб.

Армейское командование подталкивало Хусейна к решительным действиям. Но король до последнего пытался избежать массового кровопролития. Он также опасался реакции Сирии, Ирака и ряда других арабских стран, оказывавших прямую поддержку палестинским радикальным группировкам. В результате, по прошествии трех дней столкновений в Зарке, король Хусейн заключил соглашение о прекращении огня с лидером ООП Ясером Арафатом, пойдя на очередные уступки палестинцам. Хусейн сменил премьер-министра и начальника генштаба, назначив на эти должности людей, известных своими умеренными взглядами. Кроме того, в состав иорданского правительства были введены шестеро палестинцев.

Достигнутое соглашение означало дальнейшее укрепление позиций ООП в Иордании. "Престиж хашимитского режима продолжает ослабевать, — писал Генри Киссинджер, занимавший в те дни пост советника президента США по национальной безопасности. – Международное доверие к Иордании находится под серьезной угрозой. Свобода действий, которой пользуются палестинцы, может привести к срыву соглашения о прекращении огня в Иорданской долине. Политическое будущее короля Хусейна окутано мраком".

Справедливость подобной оценки ситуации подтверждали и заявления палестинских лидеров. Несмотря на соглашение, достигнутое с королем Хусейном, Арафат 15 августа вновь призвал превратить Амман в "Ханой палестинской революции". А лидеры НФОП и ДФОП в эти же дни заявили, что свержение хашимитского режима станет "прелюдией народной войны за освобождение Палестины". В конце августа палестинские боевики обстреляли колонну армейских машин в центре Аммана.

После покушения 1 сентября король Хусейн решился, наконец, перейти к активным действиям. Между частями иорданской армии и вооруженными отрядами палестинцев в Аммане начались ожесточенные столкновения. 6 сентября боевики НФОП захватили три пассажирских самолета, принадлежавших авиакомпаниям Swissair, TWA и PanAmerican. Попытка захвата самолета авиакомпании "Эль-Аль", выполнявшего рейс Тель-Авив – Амстердам – Нью-Йорк провалилась: благодаря слаженным действиям экипажа и охранников, террористов удалось обезвредить. Правда, при этом был ранен бортпроводник Шломо Видер. Однако израильский самолет благополучно прибыл в Нью-Йорк.

Захваченные террористами самолеты Swissair и TWA совершили посадку на бывшей базе британских ВВС "Досонс Филд" в окрестностях города Зарка в Иордании, лайнер PanAmerican– в Каире. 9 сентября в окрестностях Зарки совершил посадку еще один угнанный боевиками НФОП самолет, принадлежавший британской авиакомпании British Overseas Airways Corporation. Большинство заложников были сразу же освобождены и доставлены в Амман. Однако террористы продолжали удерживать еврейских пассажиров и экипажи самолетов. Они требовали освободить из тюрем в Израиле и в Европе своих соратников, угрожая новыми терактами.

Сложившаяся ситуация не оставляла властям Иордании выбора. Дальнейшее промедление было смерти подобно. 16 сентября король Хусейн ввел в стране военное положение. В тот же день Ясер Арафат провозгласил себя главнокомандующим Армии освобождения Палестины. В различных районах Иордании начались ожесточенные столкновения между частями регулярной армии и отрядами палестинских боевиков. На помощь палестинцам пришла сирийская армия. Однако ее части, вторгшиеся на территорию Иордании, были стремительно разгромлены. Сирийцы потеряли около 1600 человек убитыми, ранеными и пленными, а также несколько десятков единиц бронетехники. На помощь Иордании были готовы прийти США, направившие в Восточное Средиземноморье 6-й флот. Израиль также выразил готовность оказать поддержку хашимитскому режиму.

Однако прямого вмешательства внешних сил для спасения короля Хусейна не потребовалось. 24 сентября иорданская армия разгромила основные силы палестинских боевиков. Их потери составили не менее 4000 человек. При посредничестве президента Египта Насера король Хусейн и Ясер Арафат пришли к соглашению, в соответствии с которым ООП перенесла все свои базы из Иордании в Ливан. Около 150 000 палестинских беженцев были изгнаны из Иордании.

30 сентября разрешился и кризис с захваченными боевиками НФОП заложниками. Британские власти согласились освободить террористку Лейлу Халед, участвовавшую в провалившейся попытке угона самолета авиакомпании "Эль-Аль". В сложившейся ситуации это был максимум того, на что могли рассчитывать боевики. В обмен они освободили заложников и переправились вслед за своими лидерами в Бейрут. Пустые захваченные лайнеры боевики взорвали еще 12 сентября.

Год спустя о себе заявила организация "Черный сентябрь", провозгласившая своей целью месть за изгнание палестинцев из Иордании. В списке совершенных ее боевиками преступлений – теракт на мюнхенской Олимпиаде, захват самолет авиакомпании "Сабена", убийство премьер-министра Иордании Васфи Теля. Перенос баз ООП в Ливан стал одной из главных причин гражданской войны, разразившейся в этой стране в 1975 году. Но король Хусейн выполнил свою историческую миссию: "палестинским Ханоем" Амман так и не стал.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке