Подгузники вместо хлеба
Фото: Reuters
Подгузники вместо хлеба

Годы 1955-1966 называют "золотым веком" отношений между чернокожими американцами и евреями. Это было время борьбы за права чернокожих. Евреи с севера США поехали в южные штаты организовывать эту борьбу. Они создали и субсидировали национальные организации защиты гражданских прав. Двое молодых евреев – Эндрю Гудмэн и Майкл Швернер – в "лето свободы" 1964 года были убиты белыми расистами. 

В марте следующего года в знаменитом марше Сельма – Монтгомери рядом с Мартином Лютером Кингом (МЛК) шагал самый известный неортодоксальный раввин Америки Авраам Иешуа Хешель. Позже МЛК писал: "Как среди чернокожих может существовать антисемитизм, когда наши еврейские друзья продемонстрировали свою приверженность принципу терпимости и братства не только в виде значительной финансовой поддержки, но и во многих других ощутимых формах, и зачастую в больших личных жертвах. Можем ли мы когда-нибудь выразить нашу признательность раввинам, которые решили дать нам моральную поддержку…? Нужно ли мне напоминать кому-либо о ужасном избиении раввина Артура Леливельда из Кливленда…? Невозможно описать вклад, который еврейский народ внес в борьбу чернокожих за свободу…" 

В борьбе за десегрегацию евреи приняли в свои прелестные городки и школы на севере США чернокожих переселенцев с юга, но со временем должны были сами покинуть эти городки. Увы, гармония между двумя общинами расстраивалась. 

Уже в 1966 году Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC) проголосовал за исключение белых из своего руководства. "Белыми" оказались евреи. После убийства МЛК все заметные лидеры чернокожих оказывались антисемитами: Малькольм Экс, Фаррахан, Джексон, Шарптон. Опрос 1998 года определил ярыми антисемитами 34% черных, и только 9% белых американцев. 

В районе Бруклина, в котором сохранилось смешанное еврейско-негритянское население – в Краун Хайтс, с 19 по 22 августа 1991 года полыхал еврейский погром. 

В ходе него Лемрик Нельсон зарезал студента йешивы Янкеля Розенбаума. Позже суд присяжных, состоявших в основном из чернокожих, оправдал Нельсона. Процесс завершился банкетом, на котором пировали вместе родственники убийцы и члены жюри. Чернокожий мэр Нью-Йорка Дэвид Динкинс поддержал оправдательный вердикт. Погром он прервал, послав в Краун Хайтс полицейских только gпосле того, как президент Буш-старший пригрозил ввести в Нью-Йорк национальную гвардию. 

Но хотя бы евреи помогли прогрессу чернокожих? Увы, это спорно. Один из ведущих журналистов WSJ чернокожий Jason L. Riley привел статистику изменений в черной общине в последний период ущемления ее гражданских прав. "Ирония в том, что история черных в первой половине ХХ века являет нам картину грандиозного прогресса, несмотря на значительные внешние препятствия", – писал он. Между 1940-м и 1960 годами количество бедных в черной общине упало с 87% до 47%. Процент работников интеллектуального труда среди них с 1940 по 1970 год вырос вчетверо. 

Важнейший фактор, определенно связанный с названными успехами: все исследования, проведенные с 1890 года по 1940-й, показывали, что в браке состоял больший процент чернокожих, чем белых. В 1925 году 5 из 6 черных детей жили в семьях с двумя родителями. 

Ситуацию в черной общине кардинально изменила к худшему реформа "по борьбе с бедностью" 1964 года, названная президентом Джонсоном "Великое общество". Строго говоря, за нечто подобное ратовал и МЛК, заявивший в 1967 году: "Самый эффективный метод борьбы с бедностью – ее прямая отмена введением гарантированного дохода". Этот "гарантированный доход" реформа Джонсона обусловила наличием у женщины детей и отсутствием у нее мужа. Сейчас около 80% черных детей рождается вне брака. Мрачные социальные последствия "гарантированного дохода" подчеркнул уик-энд 4-5 августа с.г. в черном районе Чикаго: в уличных перестрелках там пострадало 74 человека, 14 было убито. 

Борьба евреев за "униженных и оскорбленных" продолжается. Вступив в должность в январе 2017 года, президент Трамп немедленно ввел мораторий на эмиграцию в США мусульман. Тут же в аэропорт JFK устремились на демонстрацию протеста взволнованные евреи. При виде на картинке ТВ возбужденные лица иудеев в кипах, требующих впустить в страну переселенцев из стран, откуда евреям пришлось бежать, мне представились те же лица несколько лет спустя, плачущими: "Мы боролись за них! Зачем они подорвали еврейскую школу; детский сад; общинный центр!" Может быть, это видение пришло мне под влиянием посещения улицы Пастер в Буэнос-Айресе, на которой у каждого чахлого городского деревца укреплена табличка с именем еврейского ребенка, вроде: "Моше Кац, 5 лет", "Лея Шапиро 4 года". На этой улице в 1994 году мусульмане взорвали еврейский общинный центр, погубив жизни 85 человек. Более 200 были ранены. Был уничтожен детский сад. Аргентина объявила в международный розыск высокопоставленных иранцев – организаторов теракта. Но те спокойно разъезжают по миру. Никто не собирается их арестовывать. 

О провалах альтруистической деятельности евреев напоминает статья в JP от 5 августа "Что с тобой случилось, Кори Букер?" "самого известного раввина Америки", как его представляет "Вашингтон пост", Шмуэля Ботеаха. Рабби Ботеах в своей деятельности пытается соединить ортодоксальный иудаизм с американской массовой культурой. Он – автор 34 книг, включающих "Кошерный секс" и написанную совместно с моделью журнала "Плейбой" Памелой Андерсон "Жажда любви". Еще в его резюме значится дружба и духовное наставничество певца и танцора Майкла Джексона. 

С 1988 года рабби Батеах 11 лет был посланцем Любавичского реббе и служил главным раввином Оксфордского университета. В результате его деятельности ассоциация студентов-евреев стала второй по размерам студенческой организацией в долгой истории Оксфорда. Эта ассоциация включала в себя почему-то 5000 членов-неевреев, а президентом ее был чернокожий американец Кори Букер. Из-за чего эта организация считалась еврейской – я не выяснял. 

Дружба рабби с Букером стала частой темой публикаций рабби и способствовала росту популярности Букера, особенно среди евреев. Это ярко выразилось в финансовой поддержке. "Кори явился одним из крупнейших получателей пожертвований произраильской кампании в американской политической истории" – сообщил в помянутой статье рабби Ботеах. 

Кори Букер олицетворяет собой верх достижений еврейской борьбы за права чернокожих. Он – из семьи руководителей корпорации IBM, закончил Стэнфордский университет, как стипендиат Родса учился в Оксфорде, потом стал доктором права от Йельского университета. Позже, будучи мэром Ньюарка, Букер прославился заботой о горожанах. 

С этой заботой, правда, есть разночтения. Журналисты с восторгом рассказали, как Кори, узнав, что в засыпанном уже третий день снегом городе у женщины кончились подгузники для дитя, явился к ней, неся под мышкой коробку с подгузниками. Красивая история. Ее испортила, однако, сама облагодетельственная: "Мне нужны еще хлеб, молоко. Лучше бы мэр организовал уборку снега, чтобы я могла выйти из дома в магазин и купить все необходимое", – пожаловалась она любопытному репортеру. 

Тем не менее, Букер является наиболее реальным кандидатом в президенты от демократической партии в 2020 году. Таких кандидатов у демократов на сегодня пять. Вспомним их. Джо Байдену и Берни Сандерсу стукнет к выборам по 78 лет каждому. Грозящая в таком возрасте болезнь Альцхаймера этим двоим не очень опасна: их когнитивную функцию она сильно не испортит. Трудно представить их победителями праймериз. 

Красноречива бывший гарвардский профессор сенатор Элизабет Уоррен. Недавно она заявила, что все работники правоохранительных органов в Америке – расисты. Ее шансы, однако, убил президент США своим наглым предложением заплатить из своего кармана миллион долларов в любую благотворительную организацию на ее усмотрение, если Уоррен согласится плюнуть в пробирку и пройти тест. Она, однако, отказывается. Дело в том, что Уоррен сделала карьеру как выходец из индейского племени чероки. И генетический тест, не подтверждающий ее происхождение, изобличит ее как самозванку. 

Остаются два сенатора: Камала Харрис (ее мать из Индии, отец – чернокожий) и Букер. По опросам на сегодня Харрис поддерживает 17% демократов, Букера – 14%. Остальных – не больше 3% каждого. 

Харрис представляет культуру Сан-Франциско и в целом гипер-либеральна. Для национальной арены она слишком левая. К тому же у бывшей прокурорши очень уж злое лицо. 

Остается Букер (на фото), имеющий репутацию умеренного. 

Произраильские евреи-демократы рассчитывали на Кори. Выступая перед ними, он блистал то словечком из идиша, то из иврита. Однако в сентябре 2015 года сенатор Букер проголосовал за обамовский договор о ядерной программе Ирана, несший смертельную опасность Израилю; оказался среди 44 сенаторов, отказавшихся быть спонсорами акта против бойкота Израиля; голосовал против акта Taylor Force, наказывающий Палестинскую автономию финансово за терроризм. 

Все это важно, но не зрелищно. А многие люди думают глазами. Поэтому серьезный ущерб любви произраильских евреев-демократов к Букеру может нанести опубликованное недавно фото, на котором Букер, в окружении троих активистов-антисионистов, на их съезде держит плакат: "Не должно быть стен от Палестины до Мексики". Рядом с ним стоит улыбающаяся антиизраильская активистка Лея Мускина-Пьерре в майке с надписью: "Палестина волнует феминисток, извращенцев, беженцев, расово озабоченных". 

Проголосуют ли либеральные евреи на выборах 2020 года за кандидата в президенты Букера? Весьма вероятно. Ведь Букер уже объяснил, что невнимательно прочел плакат, который держал. 

Я надеюсь на другой сюжет: после промежуточных выборов 2018 года президент сменит своего министра юстиции, и новый министр – например Джулиани – проведет расследование и продемонстрирует стране часть темных дел Обамы. И тогда на выборах 2020 года Америка проголосует за кандидата-республиканца, а Букер пострадает за свою верность антиизраильской традиции черного собрата. 

counter
Comments system Cackle