Каких прав не хватает меньшинству?
Фото: Reuters
Каких прав не хватает меньшинству?

Опубликовано на сайте израильского телеканала ITON.TV 

Если бы субботней демонстрации в Тель-Авиве не было, ее надо было бы выдумать. Ее надо было бы выдумать для того, чтобы все благонамеренные граждане, которым не нравится Основной закон о национальном характере Государства Израиль, потому что он "не учитывает права меньшинств", наглядно убедились, каких именно "прав" не хватает этому меньшинству.

Фото: Reuters

 

Те, кто явился на площадь имени Рабина по призыву лидеров арабского сектора с плакатами "Долой расизм" и палестинскими флагами, прекрасно знают, что никаких личных прав новый закон у них не отнял и характер непростых ежедневных взаимоотношений между евреями и арабами в Израиле не изменил. Закон не отобрал у израильских арабов права избирать и быть избранными, не лишил их права на судебную защиту чести и достоинства, не отменил их свободы занятий и никак не ограничил их свободу вероисповедания (ограничения на отправление религиозного культа существуют в нашей стране только в отношении евреев, и всякий, кто попытается произнести, скажем, "Шма Исраэль" на Храмовой горе, тут же ознакомится с этими ограничениями на собственной шкуре – в самом буквальном смысле).

Впрочем, всерьез полагать, что последователей коммунистов, исламистов и палестинских националистов так волнуют гражданские права и демократические ценности, что они прямо-таки кушать не могут – это занятие для других. Мы же отметим главное – новый закон действительно лишил их одного "права" - права на создание собственных территориальных единиц в пределах Израиля, права на национальное самоопределение, права на палестинский ирредентизм и сепаратизм, права на раскол Израиля и слияние с будущим "Государством Палестина" в духе программы "10 пунктов" ООП. Против этого исторического шага, впервые превратившего базисные принципы сионизма в Основной закон страны – правовую норму, нарушение которой будет иметь юридические последствия – и выступили организаторы демонстрации, и крики "Кровью и огнем выкупим тебя, о Палестина" и "на Иерусалим идут миллионы шахидов" - это, разумеется, не аберрация "праздника демократии", а его суть и лейтмотив.

По итогам демонстрации стало ясно, что политически активная часть арабского населения Израиля была и остается настроена резко против любого компромисса с сионистской идеей, даже если она на данном этапе вынуждена ей подчиняться. Депутат Кнессета Ахмад Тиби объяснил все четко: "Мы никогда не примем еврейское превосходство. Мы родились здесь, и поэтому у нас есть права не только в этой земле – у нас есть права на эту землю." По словам Тиби, борьба против закона о национальном характере Израиля продолжится в Евросоюзе и в ООН "до полной победы". У палестинских националистов с израильским паспортом в кармане нет никакого подлинного интереса к разговорам еврейских либералов о противостоянии индивидуальной дискриминации арабов в Израиле, которая, конечно же, существует. Их цель – делегитимация и уничтожение идеи о еврейском национальном превосходстве в одном вопросе – праве на эту землю. Их демонстрация в субботу в Тель-Авиве была антисионистской, потому что она не могла быть иной. Ничего странного или неожиданного в этом нет.

Поэтому-то гораздо более интересным является не арабский, а еврейский элемент вчерашнего протеста. Прекрасно понимая, о чем идет речь, для оказания моральной поддержки арабскому делу на площадь явилось такое число представителей еврейских левых кругов, что смело можно говорить не о курьезе, а о явлении. От экс-главы ШАБАКа, бывшего депутата от "Аводы" Ами Аялона и экс-мэра Хайфы и лидера "Аводы" Амрама Мицны до гиперборца с коррупцией Эльдада Янива, от издателя "Хаарец" Амоса Шокена до депутатов Кнессета от партии МЕРЕЦ и лидера молодежного крыла "Аводы" - впечатляющее число видных деятелей того, что раньше называлось "левым сионизмом", сочли вполне приемлемым для себя присоединиться к антисионистскому митингу палестинских националистов – при бурной поддержке немалого числа израильских журналистов. Разумеется, отвечая на претензии критиков, никто из них не был готов открыто признаться в том, что сионизм для него – это пройденный этап. Вместо этого речь шла об "укреплении союза еврейских и арабских демократических сил" в борьбе против еврейских врагов этой самой демократии.

В этом контексте наиболее комическим было выступление на демонстрации Амоса Шокена. Владелец газеты, в которой было опубликовано откровение о "миллионе мигрантов из России, треть из которых – не евреи, в крови части из которых оказалась доля алкоголизма и криминала", который призывал решить "проблему Израиля" путем массовых браков евреев и арабов, который заявил, что он "против самого слова – национальность", начал свое выступление с напоминания о сионистском характере Израиля, который гарантирует ему Закон о возвращении – тот самый закон, который организаторы демонстрации во всю глотку требуют отменить! Кстати, это отличный повод напомнить, что Закон о возвращении, во-первых, ничего не говорит о еврейском характере государства (он лишь закрепляет право каждого еврея на репатриацию) и, во-вторых, не имеет статус Основного и может быть отменен в любой момент, если "коалиция демократических сил" когда-нибудь придет к власти. Отгадайте с трех раз – кто-то из противников Закона о национальном характере государства предложил в качестве компенсации сделать Закон о Возвращении Основным?

Происходившее в субботу в Тель-Авиве с небывалой до сих пор четкостью продемонстрировало, что линия раскола между "правыми" и "левыми" в Израиле сегодня проходит не по вопросу о конкретной судьбе поселений и границ, не по теме прав ЛГБТ, и уж точно не в сфере экономики. Раскол идет между теми, кто считает, что в историческом конфликте между евреями и арабами правы евреи, и теми, кто убежден, что сионизм совершил в отношении арабов историческую несправедливость, что арабы – жертвы еврейского национализма, и что этот "грех" должен быть смыт, чтобы Израиль мог удостоиться статуса подлинной демократии "всех его граждан". Этот раскол с каждым днем становится все глубже, и компромисс между теми, кто оказался по разные стороны этой идеологической пропасти, уже, судя по всему, невозможен.

Специально для газеты "Эхо" (Израиль)

counter
Comments system Cackle