Британские евреи обретают свой голос
Фото: Getty Images
Британские евреи обретают свой голос

Скандал вокруг антисемитизма лейбористов укрепляет ощущение еврейской идентичности 

В ряду георгианской застройки на севере Лондона стоит маленький музей, посвященный истории евреев в Британии. Центральная тема этой истории - от появления евреев в Англии в 1066 году до ужасов Холокоста в ХХ веке - это преследования и предрассудки. 

На днях и сам этот музей сыграл свою небольшую роль в самой новой главе почти тысячелетней истории английского еврейства. Эта роль началась с того, что на прошлой неделе распространилась информация о готовящемся выступлении в музее Джереми Корбина, который собирался говорить о лейбористской партии и антисемитизме: обвинения в антисемитизме преследуют партию уже больше двух лет, и в последнее время эта тема стала особенно заметна в политических новостях. 

Через несколько часов после появления этой информации вырисовалась угроза бойкота музея еврейской общиной. Стивен Поллард, редактор газеты "Jewish Chronicle", написал в своем Твиттере: "Не помню другого такого момента, когда бы я получил столько мейлов и сообщений за такое короткое время! Все говорят одно и то же: “Если Еврейский музей Лондона организует выступление Корбина, ноги моей в нем больше не будет”". 

3 августа утром Еврейский музей опубликовал немногословное опровержение: "У музея нет планов организовывать у себя выступление лейбористов". Несколько посетителей явились в музей в надежде получить разъяснения, но не обнаружили никого, кто бы согласился прокомментировать это краткое заявление. 

Этот быстрый и бескомпромиссный ответ, по мнению некоторых, указывает на необычную для еврейской общины решимость - готовность заявить о своей религиозной и культурной идентичности и не просто не отступать перед лицом антисемитизма, но и бороться с его идеологами и молчаливыми пособниками. 

Эти изменения отмечает в своей статье в "Atlantic" "Британские евреи обретают свой голос" журналист и писатель Бен Джуда. На протяжении десятилетий, пишет он, "моя община наблюдала и осторожно молчала, не желая привлекать к себе внимание общественности. Теперь же британские евреи не боятся открыто демонстрировать свой страх, отвращение и гнев, смело выступая против тех, кто, вполне возможно, составит следующее правительство страны. <…> Откуда взялась эта новообретенная боевитость?". 

Согласно Раймонду Симонсону, директору "JW3", еврейской общины и культурного центра на севере Лондона, эту боевитость спровоцировали оскорбления ("оскорбление за оскорблением"), сыпавшиеся на евреев на протяжении последних двух лет, когда руководство лейбористской партии и не пыталось остановить антисемитизм. 

"Когда вы берете бутылку газировки и долго ее трясете, рано или поздно она взорвется. Здесь мы наблюдаем тот же самый взрыв", - пишет Симонсон. 

"Раньше люди выражали свое возмущение [антисемитизмом] за субботним столом. Сегодня они говорят это открыто и публично, а социальные сети еще усиливают резонанс". Для того чтобы "заявить о себе вслух, громко и с гордостью, евреям требовалось включить звук". 

Однако же новообретенная готовность британских евреев отстаивать свою идентичность вовсе не означает, что они говорят в унисон. Кто‑то опровергает заявления о том, что правительство Корбина станет "угрозой для существования" еврейской общины в стране, кто‑то акцентирует внимание на продолжающихся разногласиях между английскими евреями по вопросу о действиях Израиля, кто‑то даже защищает Корбина, но таких мало. 

"По этому вопросу евреи более единодушны, чем по какому‑либо другому, но все же споры продолжаются. Мы не однородная община", - пишет Симонсон. 

Поллард говорит, что британские евреи стали наконец следовать примеру своих американских соплеменников. "Американские евреи никогда не боялись вслух и с гордостью отстаивать свою идентичность и свои права. Английские же евреи по традиции предпочитали действовать в кулуарах. Если что‑то волновало общину, об этом говорили за закрытыми дверями. Такая у нас была устоявшаяся практика". 

Изменения видны даже на примере газеты "Jewish Chronicle". В прошлом поколении газета писала о важных событиях или индивидуальных достижениях, причем довольно сдержанно. Сейчас же и "Jewish Chronicle", и ее главный конкурент "Jewish News" возглавили атаку на антисемитов в рядах лейбористской партии. "Единственная жалоба - на то, что мы недостаточно агрессивны", - говорит Поллард. 

Согласно Кейту Кан‑Харису, соавтору книги "Смутные времена: британская еврейская община сегодня" ("Turbulent Times: The British Jewish Community Today"), эта новая решимость английских евреев начала проявляться в 1990‑х. "Исторически так повелось, что еврейские лидеры советовали британским евреям считать себя прежде всего лояльными подданными британской короны, а свое еврейство считать своим частным делом, - пишет Кан‑Харис. - Со временем, когда другие меньшинства стали твердо отстаивать свои права и культивировать свое наследие, подобный подход стал выглядеть анахронизмом". 

Комик Дэвид Бэдиел говорит, что эти новые настроения нельзя рассматривать в отрыве от развития политики идентичности. "Любая группа людей, сформированная по этническому признаку или по признаку сексуальной ориентации, находит способ заявить о том, что им важно, чтобы их слышали и чтобы их уважали. В культуре, где у каждого меньшинства прорезался свой голос, евреи продолжали молчать". Сегодня это меняется. 

Новообретенный голос британских евреев усилен - а возможно, и искажен - социальными сетями. "Риторика скандала, разразившегося вокруг антисемитизма [лейбористов], отражает распространившиеся в Британии популизм и демагогию, пристрастие к преувеличенно страшным прогнозам", - пишет Бен Джуда. 

Кан‑Харис полагает, что дебаты в социальных сетях "постоянно повышают ставку. Если это заведет нас в тупик, из которого не будет мирного выхода, а такое может случиться, то мы окажемся в очень опасной ситуации".  

Харриет Шервуд, Antisemitism row adds strength to growing sense of Jewish identity

counter
Comments system Cackle