Кац сбрасывает маску скромного труженика!
Фото: Reuters
Кац сбрасывает маску скромного труженика!

На прошлой неделе в пятничном приложении к "Исраэль ха-йом" было опубликовано большое интервью с министром транспорта Исраэлем Кацем. Оно направлено против лидеров других правых партий, которые засматриваются на кресло премьер-министра! Больше того, это программное выступление ликудника, не скрывающего собственного интереса к данному креслу. Публикация такого интервью в "газете Биби" не оставляет сомнений в том, кто сегодня пользуется относительной поддержкой лидера партии. 

То, что интервью Исраэля Каца не стало предметом широкого обсуждения, легко понять. А кто его будет обсуждать? "Едиот ахронот" не реагирует на газету, поставившую его на грань разорения. В русскоязычных СМИ крайне редко обсуждают политиков, конкурирующих с Либерманом. Например "Вести" представляют министров от Еврейского дома Беннета и Шакед в карикатурном виде, и не владеющая ивритом часть "русской" публики уверена, что это "мракобесы", не приносящие никакой пользы стране. 

Естественно, продолжающиеся допросы премьер-министра вызывают брожение в правых партиях. Кто ж откажется от шанса сменить Биньямина Нетаниягу в случае его вынужденной отставки!.. Но пока партнеры по коалиции проявляют корректность в отношении главы правительства. Тем более не дают повода для пересудов о борьбе за власть в Ликуде ведущие деятели этой партии. 

Как подчеркивает Исраэль Кац, пока сам Нетаниягу не примет решения об уходе, он не будет претендовать на пост председателя Ликуда, но в случае отставки босса намерен баллотироваться. Министр транспорта рассказывает, с чем он пойдет на выборы. 

Поскольку Израиль давно не противостоял сразу нескольким опасным врагам, наиболее важные высказывания Каца связаны с вопросами безопасности. Говоря об угрозе северной границе, он небрежно замечает, что сталкивался с сирийцами еще в период Войны на истощение, будучи молодым десантником. У меня лично нет ни тени сомнения в том, что это напоминание адресовано Либерману! Конечно, можно быть хорошим министром обороны, не имея армейского прошлого. Но далеко не в первый раз приходится констатировать инфантильность и недальновидность пропагандистов НДИ, которые, подражая своему шефу, любят играть в дразнилки. Это они в свое время издевались над министром обороны Амиром Перецом, которого папарацци поймали вглядывающимся в бинокль с закрытой крышкой. Такое бывало не только с Перецом - все может случиться от рассеянности или усталости. Но если для оценки министра обороны задаются критерии его военной выучки, то это бумерангом ударяет по Либерману, который в ЦАХАЛе не поднялся выше ефрейтора. А Перец, между прочим, был капитаном - как и Кац, чья грузноватая (в прошлом!) фигура напрасно вводила в заблуждение. 

Сегодня израильское руководство явно возлагает чрезмерные надежды на помощь со стороны США. По мнению Каца, главное, что мог бы сделать Трамп - и нанести самый чувствительный удар Ирану и Асаду, - это признание суверенитета Израиля над Голанами! Заставить же Иран уйти из Сирии, по убеждению Каца, может только Израиль. Правда, он признает, что встреча в Трампа с Ким Чен Ыном в Сингапуре значительно ослабила позиции Ирана. 

Анализируя обострение обстановки на границе с Газой, Кац уже прямо критикует Либермана. "Министр обороны грозит сокрушить ХАМАС, но не делает этого, - говорит он. - В то же время мы не собираемся окончательно отделиться от Газы. А третьего не дано!" Кац считает абсурдом то, что на заседаниях израильского правительства спорят, как улучшить гуманитарную ситуацию в Газе. Он полагает, что Израиль должен снять с себя ответственность за почти два миллиона жителей Газы, дать им выход к морю, и с этой целью предлагает с виду экстравагантную, но вполне разумную программу создания рядом с Газой искусственного острова. 

Как объясняет Кац, через такой остров Газа могла бы получать воду и электричество. Обязательное условие осуществления этого плана - международный контроль над Газой, поскольку Египет не хочет этим заниматься, а Абу-Мазен перестал выплачивать ХАМАСу деньги, предназначенные на зарплаты его администрации, и резко уменьшил снабжение сектора топливом, электричеством, водой. 

Надо сказать, что предложение Каца было бы логичным ответом нашим недругам в ООН: они обвиняют Израиль в расправах с мирным населением Газы - так пусть спасут его от издевательств сионистов и заодно поближе познакомятся с этими кроткими овечками… 

Весьма дипломатичен Кац в высказываниях о судьбе Иудеи и Самарии. Он не требует аннексии территорий ПА - в отличие от более идеологизированного и категоричного Беннета, так как понимает, что сначала стоит дождаться "мирного плана" Трампа. Тем не менее, отталкиваясь от исторического заявления американского президента об израильской столице, Кац предлагает утвердить в кнессете Закон о Иерусалиме, который включил бы в его муниципальные границы Маале-Адумим, Гуш-Эцион, Гиват-Зеэв, Бейтар-Илит, Эфрат, где проживают 150 тысяч евреев. 

К середине интервью Кац открытым текстом говорит о намерении неких "чужаков" вступить в борьбу за власть в Ликуде, если партия останется без "хозяина": "Ликуд - партия с корнями. За всю его историю в нем было всего четыре лидера. Мы - не Авода, которая ищет руководителей на стороне. У того, кто создает за границей прибыльный старт-ап и надеется совершить "экзит" в Ликуд, ничего не получится. Люди, которые уходили из Ликуда, не смогут вернуться и возглавить его. Следующим председателем партии будет только тот, кто всегда оставался с ней и работал для нее". 

"Намек" на старт-ап, конечно, относится к Беннету. А когда Кац четко и подробно перечисляет свои достижения в должности министра транспорта, начинается "ненавязчивое" сравнение с деятельностью Либермана на этом посту. 

Если Либерман наметил программу расширения сети железных дорог, то Кац быстро реализует ее и - главное - создает единую систему железнодорожного и автобусного транспорта, которая уже привела к удешевлению проезда. 

Если Либерман приватизировал "Эль-Аль", но, в сущности, заменил государственную монополию частной, то Кац ввел политику "Открытого неба", открывшую рынок для иностранных компаний и стимулировавшую конкуренцию. Теперь отправляющиеся за границу израильтяне немало экономят, особенно на лоукостах. 

Принципиальное - особенно в политическом отношении - достижение Каца: согласие Саудовской Аравии на полеты израильских пассажирских самолетов в ее воздушном пространстве. Министр надеется на аналогичное соглашение с Суданом. Его попытки создать систему железнодорожного и автобусного сообщения в Иудее и Самарии левые уже назвали "аннексией де-факто". Но это "мирный процесс де-факто"! Кац рассчитывает добиться прокладывания железнодорожной ветки в Иорданию, что в будущем может обеспечить сообщение с Саудовской Аравией и странами Персидского залива. 

Либерман мог бы привести только один свой транспортный "козырь": изобретение "вертушки", которую в период разгула террора он предлагал установить на входах в автобусы, чтобы… затруднить проникновение туда террористов. Этот пропагандистский курьез быстро был забыт, так как "вертушка" затруднила бы также вход и выход пассажиров и резко снизила бы скорость движения общественного транспорта. 

Кац в своем интервью вроде бы не задевал Кахлона. Но через несколько дней в том же "Исраэль ха-йом" появился большой материал о строительстве. Вопреки предвыборным и последующим обещаниям Кахлона о скором снижении стоимости жилья автор статьи утверждает, что за последний год количество новых квартир снизилось на 22%. По его словам, эта тенденция возникла в конце 2016 года (через год после выборов, когда уже можно было судить о деятельности министра финансов) из-за внедрявшейся программы Кахлона "Цена для новосела". Как говорится в статье, подрядчики не дождались снижения цен и констатируют возвращение к прежнему кризису на рынке жилья. 

Если учесть результаты опросов, в которых Ликуд увеличивает отрыв от идущего на втором месте Еш атид, то можно с уверенностью сказать, что правящая партия начинает пропагандистскую атаку для воздействия на избирателей и морального давления на конкурентов по правому лагерю. 

Нетаниягу пока отбивается от наскоков прокуратуры на его семейство. О его рейтинге никто из политиков не может мечтать. Но почему бы не выдвинуть "на всякий случай" Исраэля Каца в качестве "теневого лидера" Ликуда? 

Кац - очень деловой и эффективный министр. При сопоставлении с конкурентами из других партий существенно то, что он занимается и проблемами транспорта, и делами разведки. Минусы Каца - отсутствие харизмы и отсутствие ораторского таланта. 

Не все отзывы Каца о соперниках справедливы. Беннет создал предприятие хай-тека в Израиле, а его продажа укрепила репутацию израильской экономики. Либерман, конечно, говорит много лишнего, однако как министр обороны действует весьма жестко. Но если Кац вступает в предвыборную борьбу, то щепетильность надо отбросить… 

Действительно ли Ликуду надо опасаться честолюбивых "варягов"? 

Перед прошлыми выборами Либерман и Кахлон всерьез собирались сформировать общий блок с Лапидом. Но теперь Еш атид падает в опросах - с таким партнером также "похудевшие" НДИ и Кулану не получат парламентского большинства. 

С другой стороны, Ликуд уже создавал общий список с НДИ и убедился, что от этого только проигрывает. Беннет пугает "прагматичный" Ликуд своим "экстремизмом", а завравшийся Кахлон свою бывшую партию только скомпрометировал бы. Нетаниягу понимает, что сомнительным политическим сделкам следует предпочесть единство Ликуда. 

Независимо от того, обоснованы ли предположения о способности Либермана и Беннета вступить в борьбу за лидерство в Ликуде, этим политикам надо подумать о деятельности своих партий. Некоторые декларации Беннета израильтяне воспринимают как мифологию. Либерману неплохо бы что-то сделать в этой каденции для "русских", так как другого электората у него уже нет.

counter
Comments system Cackle
Загрузка...