Еврейские артефакты исчезают из Дамаска
Фото: Reuters
Еврейские артефакты исчезают из Дамаска

Еврейские артефакты, в том числе древние пергаментные свитки Торы из одной из старейших синагог в мире, пропали неизвестно куда в сирийской столице в условиях продолжающейся гражданской войны, а некоторые драгоценные предметы, по сообщениям СМИ, появились за рубежом. 

Активисты говорят, что артефакты, перемещенные из ныне разрушенной синагоги Джобар в дамасском пригороде Восточная Гута, когда она была захвачена мятежниками, предположительно были помещены в безопасное место, чтобы избежать краж и повреждений в 2013 году, но с тех пор местные чиновники обнаружили, что некоторые из них отсутствует. Основной недостающий тайник, говорят они, содержал Торы, написанные на коже газели, а также гобелены и люстры, и был передан ополчению местным советом на хранение, когда повстанцы сдали окрестности правительственным силам в начале этого года. 

Эта группировка, исламистская бригада «Файлак ар-Рахман», позже заявила, что она владела этими предметами после того, как прибыла на новую повстанческую базу на севере Сирии после эвакуации в начале этого года. Еще один набор предметов, по-видимому, был похищен сирийским опекуном, которому доверился местный совет, чтобы скрыть предметы в его доме. Человек, которого должностные лица отказались назвать, исчез с артефактами в 2014 году, после чего некоторые из них предположительно появились в Турции. 

Активисты говорят, что кража антиквариата распространена в Сирии, а некоторые даже сомневаются в том, что недостающие предметы, в том числе ценные Торы, были оригинальными работами. «Некоторые из предметов, которые пропали без вести в 2014 году и в этом году, начали всплывать сейчас в Турции», – сказал активист, который всю жизнь жил возле синагоги, пока не покинул район в марте после мощного наступления правительственных войск. Человек, который носит имя Хассана аль-Димашки, сказал, что последующие правительственные авиаудары и бомбардировки уничтожили большую часть синагоги и окрестных районов, хотя некоторые из колонн здания еще стоят. 

Синагога, также известная как Элияху Ханави, является одной из немногих в Сирии, которые функционировали до начала конфликта в марте 2011 года. Жители квартала помнят, что менее десятка евреев, большинству из которых было больше 50 лет, раз в неделю приходили молиться. Видео и фотографии из синагоги, сделанные перед войной, показывают главный зал с арками, сиденьями и гобеленами. На потолке висят люстры и фонари, также, как и мраморная плита с письменным текстом на арабском, иврите и латыни. Во время визита фотографа Associated Press в синагогу в январе 2000 года Юсеф Джаджати, лидер еврейской общины в Сирии в то время, показал Торы, хранящиеся в серебряном контейнере внутри шкафа. Аль-Димашки сказал, что в течение нескольких месяцев после того, как повстанцы захватили окрестности в 2013 году, синагогу защищала главная вооруженная часть в Джобаре, известная в то время, как бригада «Харун аль-Рашид». 

Позже в том же году местные чиновники сформировали комитет, который решил очистить здание и скрыть его содержимое, добавил он. Некоторые местные чиновники, по словам аль-Димашки, говорят, что человек, который исчез в 2014 году, достиг Европы, и артефакты, которые он захватил, оказались в Израиле, хотя его конечная судьба и судьба древностей остаются неизвестными. Сведения о местонахождении предметов, доверенных «Файлак ар-Рахман», не были проверены, хотя аль-Димашки и британская Сирийская обсерватория по правам человека, изучающая конфликт, говорят, что некоторая их часть, включая ковры, люстры и исторические рукописи, всплыла в Турции. 

В мае турецкие государственные СМИ сообщили, что власти задержали пять человек на северо-западе страны, которые пытались продать две старые Торы за 8 миллионов турецких лир (1,7 миллиона долларов). Он сказал, что рукописи были написаны на газельей коже. Маамун Абдул-Карим, который до недавнего времени был генеральным директором Управления древностей и музеев Сирии, публично призвал турков проверить подлинность рукописей. В 1990-х годах в Дамаске распространялись слухи о том, что оригиналы были украдены, заменены копиями и контрабандой доставлены в Израиль, добавил он. 

«Файлак аль-Рахман» отрицал какую-либо роль в исчезновении артефактов, требуя у обвинителей представить доказательства, которые могли бы показать обратное. Между тем два чиновника из местного совета Джобара, которые первоначально организовали сокрытие артефактов, отказались поговорить с AP, опасаясь за свою безопасность. В средние века Сирия была домом для одной из крупнейших еврейских общин в мире. Община восходит к пребыванию Элияху в Дамаскске почти 3000 лет назад, но еврейская жизнь действительно расцвела в городе после 1099 года, когда христианские армии завоевали Иерусалим в Первом крестовом походе и уничтожили жителей города. Историки говорят, что 50 000 евреев бежали в Дамаск, увеличив число дамасских евреев за одну ночь почти втрое. Некоторые стали министрами и советниками правителей, а к началу 20-го века община выросла примерно до 100 000 человек. 

Десятки тысяч евреев бежали после создания Израиля в 1948 году, в то время как другие, оставшиеся в Сирии против их воли, окончательно эмигрировали после того, как им было позволено, когда в 1990-х годах начались мирные переговоры на Ближнем Востоке. Сирия обвинила Израиль, с которым она находилась в состоянии войны 70 лет, в воровстве артефактов с помощью Турции. 

Посол Сирии в ООН Башар аль-Джафари в марте обнародовал это обвинение в письме, в котором говорится, что разведывательные службы двух стран работали с повстанцами, чтобы они переправили артефакты в Стамбул, затем в Нью-Йорк. Израиль отрицает свою причастность и обвиняет Сирию в попытке отвлечь внимание мировой общественности от гражданской войны, в которую вмешалось еврейское государство, нанеся несколько ударов, в результате которых погибли сирийские солдаты. 

apnews.com

counter
Comments system Cackle