Секретное оружие ЦАХАЛа - социальные сети
Фото: Getty Images
Секретное оружие ЦАХАЛа - социальные сети

Прошлым летом у членов "Хизбаллы" появилась привычка передавать в Twitter приветы со своих позиций в Сирии близким, оставшимся в Ливане. Один из боевиков, лица которого на фотографии не видно, решил, что будет забавно, если он обратится непосредственно к пресс‑секретарю Армии обороны Израиля майору Авихаю Эдри. На плакате, который он показывает на снимке, написано: "Мы во “Фронте ан‑Нусра” тренируемся, готовясь к захвату Галилеи". 

"Я подумал: “Отлично. Оставить все как есть или попробовать сделать что‑то, чего мы раньше не пробовали: привлечь самого врага?”" - вспоминает Эдри, приобретший известность как человек, выступающий от имени Израиля в арабоязычных СМИ. 

Эдри ответил в Facebook, обвинив "Хизбаллу" в нападении на полевой госпиталь в городе Арсаль у ливанской границы, где лечат сирийских беженцев.

"Я думал, что на этом все и закончится, - рассказывает Эдри. - Но на следующий день появился еще один боевик из дивизии [“Хизбаллы”], Радван, одетый по полной форме, с похожим плакатом, на котором было написано: “Когда мы покончим с такфирами (так они оскорбительно называют исламистов‑суннитов), мы придем за тобой”". 

Тогда Эдри и его товарищи решили повысить ставки. Разведка ЦАХАЛа предоставила им фотографии тайных агентов "Хизбаллы", находящихся вдоль израильской границы. Эдри тут же распространил снимки среди сирийцев с предупреждением: "Эти люди из “Хизбаллы” угрожают вам". 

Виртуальная перепалка между вражескими комбатантами и представителем ЦАХАЛа продолжалась вплоть до масштабных учений, прошедших в ЦАХАЛе в сентябре, которые получили название "Свет Дагана" и имитировали полномасштабную войну с "Хизбаллой". Стоя на израильско‑ливанской границе, Эдри продемонстрировал плакат на арабском языке, где было сказано: "Если посмеете, мы вас удивим". Не прошло и двух часов, как на официальных аккаунтах "Хизбаллы" появился ответ: "Если посмеете, мы вас уничтожим". Сторонники "Хизбаллы" с помощью фотошопа добавляли на плакат Эдри оскорбительные надписи. На ливанском телевидении разгорелись споры. 

Для Эдри весь этот эпизод значил существенно больше, чем просто препирательство в социальных сетях с врагом, сидящим по ту сторону границы. 

"Когда все закончилось, в принадлежащей “Хизбалле” газете “Аль‑Ахбар” вышли две статьи - одна в поддержку их ответа мне, а другая наоборот, - рассказывает Эдри. - В первой говорилось, что они попались в расставленный мной капкан. Во второй - что, хотя я и добился своего, в следующей войне “Хизбалле” не стоит полагаться только на “Аль‑Манар” (официальный телеканал “Хизбаллы”) в ведении медийной войны с израильтянами. Я ответил. Социальные сети - новое поле битвы; надо выходить на него и демонстрировать креативность". 

Эдри 35 лет, и любовь к арабскому языку впервые проявилась у него в детстве, когда он вместе с бабушкой и дедушкой смотрел по израильскому телевидению египетские фильмы. Он с блеском сдал экзамены по арабскому в хайфской школе и начал служить переводчиком в разведке. Эдри еще не было 23 лет, когда командир предложил ему выступать от имени ЦАХАЛа в арабских СМИ. 

"Я думал, что у меня нет шансов получить эту должность. В конце концов, мой предшественник был опытным майором, а я всего лишь 22‑летний сержант". Но Мири Регев, нынешний министр культуры, занимавшая тогда пост пресс‑секретаря ЦАХАЛа, поверила в необычного арабиста. "Мне выпала возможность, которая бывает раз в жизни, - вспоминает Эдри. - В этой работе сочетается моя любовь к СМИ, любовь к языку и любовь к стране". 

Эдри вступил в должность как раз тогда, когда в мире СМИ начали происходить масштабные изменения. В 2006 году он преимущественно давал интервью арабским телеканалам и газетам по поводу крупных событий, в том числе похищения сержанта Гилада Шалита "ХАМАС" в июне или по поводу 2‑й ливанской войны в июле и августе. Но под его руководством арабский отдел пресс‑службы ЦАХАЛа также активно стал входить в мир социальных сетей. 

"Идея состояла в том, чтобы использовать социальные сети не только для распространения пресс‑релизов, но и для создания дискурса, направленного на специфическую целевую аудиторию, - объясняет Эдри. - Мы стремимся оказывать влияние, а не просто заниматься пиаром". 

С момента появления четыре года назад в Facebook официальной страницы арабской пресс‑службы ЦАХАЛа, у которой теперь уже более 1,2 млн подписчиков, ее символом стал Авихай Эдри. Он же занимается аккаунтом армии в Twitter, где подписчиков 177 тыс. В результате его имя стало привычным на арабском Ближнем Востоке, и в многочисленных пародиях постоянно обыгрывается образ красноречивого израильтянина в форме. Сегодня Эдри и другой арабоязычный израильтянин, координатор действий правительства на территориях генерал‑майор Йоав Мордехай, наверное, самые известные израильтяне в арабском мире. 

"Придя в сферу социальных сетей, мы спросили себя, поставит ли араб из Сирии или Иордании “лайк” страничке, которая называется “Армия обороны Израиля”. Мой образ уже был хорошо знаком арабам благодаря телевидению, поэтому мы сказали: “Давайте воспользуемся этим фактом - со всеми его плюсами и минусами - и построим платформу на фигуре Авихая”. Люди могут проклинать или любить меня, но в любом случае моя особа порождает эмоции". 

Трудно оценить, какой эффект производит деятельность арабской пресс‑службы на социальные сети, но Эдри уверен, что есть несколько позитивных индикаторов, которые нельзя игнорировать. 

"Стал ли образ, используемый нами, привычен арабским обывателям? Мой ответ - да". Доказательство, по его мнению, в многочисленных сатирических программах, где он тиражируется, транслируемых по телевидению и онлайн. Еще один показатель успеха состоит в том, что арабские СМИ все чаще используют термин "Армия обороны Израиля", говоря об израильской армии. 

"Раньше этот термин был неприемлем. Нас называли только “израильская армия”, “оккупационная армия” или “вражеская армия”". Эти выражения и сейчас активно используются, но, когда говорят обо мне, меня все чаще называют представителем ЦАХАЛа. Изменения происходят медленно, но они чрезвычайно существенны". 

В День независимости Ливана, 22 ноября, Эдри и его команда, работающая в социальных сетях, опубликовали пост в Facebook, спрашивая подписчиков, каким они хотели бы видеть Ливан в будущем. Какой флаг символизирует их Ливан: красно‑белое знамя с изображением кедра или желтое знамя "Хизбаллы"? Читателей попросили ответить смайликом с сердечком, если они предпочитают первый вариант, и сердитым смайликом, если второй. Пост собрал более 1 млн просмотров, о нем говорили на популярном ливанском телеканале "Аль‑Джадид" и на многочисленных местных новостных сайтах. 

Более того, шиитское движение "Амаль" запустило в ответ кампанию в социальных сетях, призывая своих сторонников использовать хэштег "Авихай‑лжец" и делиться мыслями о том, каким они хотели бы видеть Ливан. 

Для Эдри такой вирусный пост, вызвавший интерес ведущих СМИ и породивший политические споры, представляет собой пример успешного выступления в защиту Израиля. 

"Мы можем целый день рассуждать об арабских социальных сетях, но нельзя забывать и о [ведущих] арабских СМИ, - считает он. - Конечно, пресса везде идет по пути компьютеризации и социализации, но все же арабские СМИ до сих пор формируют общую повестку дня. Каким бы замечательным ни оказался пост [в Facebook], если он не вызовет шума в средствах массовой информации, считай, его и не было". 

Эта уверенность заставила Эдри пригласить представителей ведущих арабских СМИ, в том числе канала "Аль‑Джазира", освещать ноябрьские учения ВВС "Синий флаг", крупнейшие в истории Израиля. Успех Эдри и его коллег убедил не любящего общаться с прессой главу Генерального штаба ЦАХАЛа Гади Айзенкота дать в ноябре эксклюзивное интервью саудовскому новостному порталу "Элаф", в котором он обсуждал такие вопросы, как сотрудничество с Саудовской Аравией в области разведки. Это разоблачение вызвало огромный интерес в Израиле и во всем арабском мире. 

"Интервью “Элафу” в течение 24 часов висело на первой странице новостных бюллетеней “Аль‑Джазиры”", - хвастается Эдри. 

Но ведущие арабские СМИ не всегда глотают наживку. Недавно Эдри безуспешно пытался опубликовать кадры, на которых "скорая помощь" палестинского Красного полумесяца незаконно увозит кидавших камни с места столкновения с ЦАХАЛом на Западном берегу. Палестинские СМИ заинтересовались этой историей только после того, как Красный полумесяц опубликовал заявление, обвиняющее Эдри во лжи и искажении фактов инцидента. 

"Эта история заставила нас поинтересоваться, действительно ли мы опубликовали точную информацию о случившемся. Я все равно думаю, что мы имели право ее публиковать. Но мы поняли и то, насколько ограничены наши возможности донести что‑то до палестинских зрителей. Разворачивая войну в социальных сетях, мы можем обойти враждебно относящиеся к нам крупные СМИ и достучаться до более широкой аудитории". 

Стремясь сделать ЦАХАЛ более узнаваемым и более симпатичным читателю, Эдри разбавляет видео ударов ЦАХАЛа и предупреждений "Хизбалле" менее агрессивными и милитаристскими постами, например кулинарными рецептами и новостями поп‑культуры. В его постах на Facebook часто появляются цитаты из Корана или классической арабской поэзии. 1 декабря он предложил подписчикам сделать предположения, кто выйдет в финал чемпионата мира по футболу в России будущим летом. В другой раз Эдри рассказывал историю Хануки и объяснял, зачем зажигают свечи. 

"Чтобы добиться такой популярности, какую мы имеем сейчас, нельзя просто выставлять ЦАХАЛ как мощную армию, готовую выйти на войну завтра утром. Мы должны быть и помягче. В сообщениях нужно обращать внимание на то, как много между нами общего, - объясняет Эдри. - Я тоже смотрю телешоу “Arab Idol”, так почему бы не поделиться с читателем своими соображениями по поводу участников? Я тоже смотрю Лигу чемпионов, так почему бы не порассуждать о “Барселоне” и “Реале”?" 

Эдри без смущения ходит по тонкой грани между суровыми военными темами и политикой. Он считает себя израильским "государственным инструментом" и полагает, что может добиться большего успеха, чем гражданские коллеги, именно благодаря тому, что всегда появляется в форме. "Я знаю, что люди верят людям в форме, - считает он. - Я не уверен, что в Европе это так, но в арабском мире, мне кажется, форма символизирует престиж и надежность. Когда президент Египта Абдул‑Фаттах ас‑Сиси открывал новый Суэцкий канал, он пришел в форме, хотя это и не была военная церемония". 

В подтверждение своих слов Эдри ссылается также на лозунг, который часто звучит на демонстрациях во всем арабском мире: "Армия и народ едины". 

Молодой офицер всегда одним глазом следит за соседями по региону, а другим - за внутренней политикой. Израильтяне, считает он, часто демонстрируют снисходительность по отношению к арабам, и такой подход не приводит к успеху. 

"Я считаю их равными. Я обращаюсь к своей аудитории напрямую и открыто. Я думаю, что они такие же, как мы. Сделав образ израильтян более человечным - а некоторые арабы относятся к нам негативно и даже проявляют антисемитизм, - мы сможем добиться перемен", - утверждает Эдри. 

"Не проходит и недели, чтобы в арабских СМИ не появились минимум две статьи об опасностях, которые таят в себе посты ЦАХАЛа. Это значит, что мы действуем верно". 

Эльханан Миллер, The IDF’s Secret Social‑Media‑Warfare Weapon

counter
Comments system Cackle
Загрузка...