Читайте также
Шутку про уборщицу туалетов в аэропорту, которая жалуется на тяжелую грязную работу, а на совет бросить ее к черту, с возмущением отвечает: "Что, вот так взять и уйти из авиации?!" в Израиле не поймут. Сочтут, что это пересказанный, имевший место реальный диалог.
Так бывает в извращенном социализмом обществе, в котором основная идея все же – свободный рынок.
В Израиле (в отличие от чисто социалистического СССР) в каждой профессии есть два сорта работников – "чистых" и "нечистых".
В огромном СССР люди одной профессии и одной квалификации получали одинаковую примерно зарплату (впрочем, там разница в окладах вообще была небольшой даже у разных профессий и квалификаций: университетский профессор получал в два, в три раза больше плотника, учитель и врач – в два раза больше секретарши, директор огромного завода – ну, максимум в четыре раза больше токаря – это один из принципов уравнивающего социализма).
В Израиле гримасы социализма проявляются ярче и иначе.
Неквалифицированный грузчик на частном предприятии получает минимальную зарплату (5 тысяч шекелей), он из касты "нечистых". А выполняющий ту же работу (а зачастую и меньшую) грузчик в государственной или полугосударственной, или приватизированной бывшей государственной, но с утвержденным еще "в прошлой жизни" коллективным договором компании (морские и авиапорты, Электрокомпания, Водоканал и так далее) получает 20-30 тысяч шекелей + всевозможные льготы, социальные условия. Он из касты "чистых".
И так во всем. Важна не твоя квалификация, не твои старания, не занимаемая должность и выполняемая работа – важно, в каком ты рабочем коллективе. Социалистические по своей сути законы позволили профсоюзам добиться для работников таких организаций райских условий.
Зарплаты, льготы и доплаты (за стаж, за вредность, на одежду, оздоровительные, щедрые пенсионные отчисления, отчисления на повышение квалификации и так далее).
И все это за счет – если хорошо поразмыслить – остального населения, которому не так повезло. У привилегированного сторожа на госпредприятии высокая зарплата за счет налогов, взимаемых у менее везучих граждан. Если это крупная частная компания с правами государственной, то перекачка денег из кармана работников менее везучих происходит через ценообразование: чем больше платят привилегированным грузчикам, тем выше (в соответствии с законами свободного рынка) цены на товары и услуги, и тем ниже покупательская способность и без того нищенской зарплаты менее везучих "нечистых" грузчиков, плотников, уборщиков.
Плати всем грузчикам примерно одинаково – не минимум, конечно, но и не оклады гендиректоров – выиграли бы все, поскольку не было бы безумной гонки цен на все, вызванной раздутыми несоразмерно со вкладом в народное хозяйство трудом, окладами (это действительно оклады, а не заработная плата).
Есть попытки исправить ситуацию, отменить институт привилегированного "постоянного работника" (пресловутый "квиют"), путем передачи работы мелким фирмам ("овдей каблан") – но это встречает мощный отпор в СМИ, с которыми выравнивают линию и депутаты.
Уборщица с "квиютом" в привилегированной компании вполне может получать (благодаря стажу и коллективному договору) побольше премьер-министра, и ей нет никакого резона бросать такую работу. Она еще постарается и свою дочь туда же устроить мыть туалеты. А попасть на работу в такую привилегированную организацию человеку со стороны почти невозможно. И вот так взять и уйти из авиации? Не смешно.